Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров

Уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров

Принятие решения и инициирование процедуры повышения пенсионного возраста состоялось настолько стремительно, что представители власти не успели взвесить все «за» и «против», а стали задумываться о возможных последствиях лишь после того, когда непосредственно с ними столкнулись. Для того чтобы спешным образом устранить возникшие проблемы и найденные «дыры», правительство стало вводить определенные запреты в отношении работодателей, в том числе, одной из мер воздействия стало рассмотрение законопроекта о введении уголовной ответственности за незаконное увольнение будущих пенсионеров. Информация о предоставление данное гарантии была опубликована представителями Министерства Труда, а также аналогичные сведения сообщил сам президент РФ. Органы власти рассчитывают на то, что введение данной меры позволит сохранить рабочие места большинства предпенсионеров, и не даст очутиться им на грани бедности до выхода на пенсию.

Несмотря на то, что в положениях законодательных актов, регулирующих сотрудничество работодателей и подчиненных, зафиксирован конкретный перечень обстоятельств, при наличии которых наниматель имеет право уволить гражданина, многие должностные лица заранее подготавливают пожилых работников к скорому завершению сотрудничества без веских на то оснований. Нежелание держать в штате предпенсионера обуславливается тем, что лица старше 50 лет менее эффективны для бизнеса, чем молодые трудящиеся. Способность молодого поколения общаться на «ты» с современным оборудованием, а также в более короткие сроки решать поставленные задачи руководства, позволяет приносить организации больше прибыли, что, собственно, и является целью каждого работодателя-бизнесмена.

Почему нужна ответственность за увольнение будущих пенсионеров

Согласно статистическим данным, собранным в нашей стране, лица, достигшие 40 лет, начинают испытывать сложности в трудоустройстве, а более возрастные категории трудящихся и вовсе перестают рассчитывать на то, что появится возможность устроиться в хорошую компанию по специальности. Основными причинами, которыми апеллируют работодатели, желающие завершить сотрудничество с лицами предпенсионного возраста, являются:

  • Снижение уровня эффективности выполнения трудовых функций. Несомненно, пожилым людям в силу их возраста и состояния здоровья будет сложно выполнять обязанности, связанные с физическим трудом или необходимостью завершать большие объемы работ в строго установленные временные периоды. Однако, для работодателей данная причина не может являться поводом для расторжения с сотрудником трудового контракта или отказа в трудоустройстве, так как можно привлечь предпенсионера к работам, имеющим сдельную оплату труда и более лояльные нормы выработки;
  • Плохая или более продолжительная обучаемость. Факт, гласящий о том, что скорость обучения лиц с повышением возраста значительно снижается – научно доказан. Кроме того, многие работодатели не желают вкладывать средства в обучение будущих пенсионеров из-за их скорого выхода на заслуженный отдых, ведь существует возможность обучения молодого гражданина, эффективное сотрудничество с которым продлиться долгие годы. Однако нельзя так категорично относиться к предпенсионерам всех профессиональных направленностей, так как многие лица, обладающие опытом, способны показывать более высокие результаты обучаемости, нежели молодые специалисты, не имеющие стажа работы;
  • Увеличение вероятности текучести кадрового состава. Многие сотрудники при достижении пенсионного возраста сразу принимают решение о завершении сотрудничества с работодателем, что обязывает последнего незамедлительно заняться поиском нового специалиста на освободившееся место. Таким образом, возникает систематическая смена кадров, которая значительно снижает эффективность производственного процесса. Именно поэтому, большинство нанимателей стараются как можно тщательнее выбирать сотрудников, планируя с ними долговременные рабочие отношения.

После инициирования пенсионной реформы, чиновники задумались о предоставлении помощи работодателям в устранении вышеперечисленных причин, при этом, не прибегая к увольнению будущих пенсионеров. Например, в трудовое законодательство предполагается внести положение о необходимости государства возмещать работодателям финансовые средства, затраченные на обучение специалистов предпенсионного возраста.

Наказание за увольнение будущих пенсионеров

Основной трудностью, которая встает перед законодателем на данный момент, является доказательство дискриминации сотрудника или соискателя именно по возрастному критерию. Многие наниматели, зная о риске привлечения к уголовной ответственности, будут старательно находить способы отказа в трудоустройстве предпенсионеров, ссылаясь на другие основания в рамках закона. Определенные санкции уголовного характера в отношении должностных лиц были зафиксированы в дополнительной статье 144.1 УК РФ. Информации о том, когда вступит в силу отдельный Закон о наказании должностного лица посредством привлечения к уголовному виду ответственности, до сих пор нет.

В России побеждает тот, кто знает свои права

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно

Ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста

otvetstvennost_za_uvolnenie_rabotnikov_predpensionnogo_vozrasta.jpg

Похожие публикации

Граждане предпенсионного возраста и сейчас имеют сложности с трудоустройством. Часто им либо отказывают в приеме на работу, либо предлагают заработную плату, гораздо более низкую, чем у молодых коллег. Постепенное увеличение пенсионного возраста может усугубить ситуацию, о чем давно и регулярно предупреждают противники реформы. В ответ на это была введена уголовная ответственность за увольнение будущих пенсионеров, а также за необоснованный отказ в приеме их на работу. Соответствующая статья Уголовного кодекса действует с октября 2018 года. Но реально ее применить будет непросто.

Закон об уголовной ответственности за увольнение предпенсионеров

3 октября 2018 года Президент России подписал Федеральный закон № 352-ФЗ – о внесении в Уголовный кодекс новой статьи 144.1. Данной нормой определено, в каких случаях необоснованное увольнение (или отказ в трудоустройстве) предпенсионера является преступлением, а также, какое наказание за него грозит.

Уголовная ответственность за увольнение пенсионера законом не предусмотрена. Речь идет именно о сотруднике, пребывающем в предпенсионном возрасте. Примечание к ст. 144.1 поясняет, что таковым считается 5-летний период, предшествующий назначению страховой пенсии по старости (устанавливается в отношении потерпевшего лица).

То есть до конца 2018 года увольнение предпенсионеров предполагает расторжение трудового договора либо с женщиной 50-54 лет, либо с мужчиной 55-59 лет. Однако, вместе с плавным повышением пенсионного возраста, будет «передвигаться» и предпенсионный период. Например, уже в 2021 году он охватит женщин старше 50,5 лет и мужчин старше 55,5 лет, потому что возраст, дающий право на получение пенсии по старости, увеличится на полгода.

Закон об увольнении людей предпенсионного возраста, точнее, об уголовной ответственности за это деяние, следует рассмотреть подробно. Но прежде отметим, что для ее наступления необходим доказанный умысел со стороны предполагаемого «преступника».

Кому грозит ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста

Согласно УК РФ (19-я статья), привлечь к уголовной ответственности работодателя, как юридическое лицо, нельзя. Преступником может быть только физическое лицо – вменяемое и достигшее возраста, определенного законом. Уголовная ответственность за увольнение в предпенсионный возраст наступает с 16 лет (20-я статья УК РФ).

Установлением виновного лица будут заниматься следственные органы. Если речь идет о необоснованном увольнении предпенсионера, наказание по ст.144.1 может грозить второй стороне трудового договора – руководителю или иному лицу, подписавшему приказ от имени работодателя. Если дело возбудят о необоснованном отказе в приеме на работу соискателя предпенсионного возраста, к ответственности могут привлечь должностное лицо, занимающееся подбором персонала. Следователям придется исходить из множества нюансов. Например, будет иметь значение, принял ли решение об отказе сам специалист по кадрам, или такова была воля руководства.

Наказание за увольнение предпенсионеров

Одна из целей уголовного наказания – восстановление социальной справедливости (43-я статья УК). Статья 144.1 УК РФ предусматривает различные санкции для лиц, допустивших необоснованное увольнение работника предпенсионного возраста.

либо денежный штраф до 200 000 рублей;

либо денежный штраф в размере заработка или другого дохода осужденного за 1,5 года;

либо обязательные работы – сроком до 360 часов.

Следует подчеркнуть: карается не любое увольнение сотрудника предпенсионного возраста, а только необоснованное лишение его работы. Под необоснованностью понимается отсутствие объективных причин, препятствующих дальнейшему исполнению трудовых обязанностей сотрудником-предпенсионером. Если же у работодателя есть одно из оснований, перечисленных в 81-й статье Трудового кодекса, он вправе уволить пожилого работника по собственной инициативе.

Уголовная ответственность за увольнение лиц предпенсионного возраста: трудности правоприменения

Основная трудность применения ст. 144.1 УК состоит в доказывании, что человека уволили или не взяли на работу в силу возраста. Вряд ли работодатель сознается в подобной дискриминации соискателей или подчиненных. Поскольку ответственность за увольнение предпенсионеров по другим основаниям законом допускается, на них и будет ссылаться руководство фирмы. И, скорее всего, заручится необходимой документацией. Например, докладными записками о невыполнении плана, актами о длительном отсутствии на рабочем месте и т.д. Предъявляя их, работодатель будет доказывать, что увольнение лица предпенсионного возраста состоялось из-за неоднократного нарушения им трудовой дисциплины, или, например, из-за недостаточной квалификации.

В Уголовном кодексе РФ есть ряд норм, судебная практика по которым ничтожна мала, так как доказать состав преступления, содержащийся в данных статьях, очень сложно. В частности, такова статья 145 УК, предусматривающая наказание за необоснованный отказ в приеме на работу беременной женщины или матери детей до 3-х лет (либо за их необоснованное увольнение). Оно точно такое же, как и за увольнение граждан предпенсионного возраста. Но эта статья практически не работает, потому что работодатели озвучивают иные мотивы для отказа или увольнения женщины. Не исключено, что такой же неработающей станет и ст.144.1 – по той же причине.

Защита предпенсионеров от увольнения: обратная сторона закона

Введение уголовной ответственности за увольнение граждан предпенсионного возраста призвано мотивировать работодателей более ответственно принимать такие решения. Однако оно может обернуться тем, что лицам предпенсионного возраста будет еще сложнее найти работу. А сотрудников, приближающихся к этому возрастному порогу, начнут увольнять раньше – до того, как они станут предпенсионерами.

За увольнение предпенсионеров ввели уголовную ответственность

За необоснованный отказ в приеме на работу предпенсионера — штраф до 200 тысяч рублей

На официальном интернет-портале правовой информации опубликован подписанный президентом Федеральный закон от 03.10.2018 № 352-ФЗ, который вводит в Уголовный кодекс РФ новый состав преступления: статья 144.1 «Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста». С помощью этой статьи будут наказывать работодателей, отказавших в приеме на работу лицам по мотивам достижения им предпенсионного возраста либо уволивших работников по тем же причинам. При этом предпенсионерами считаются граждане, которым до выхода на заслуженный отдых остается менее 5 лет.

Если факт нарушения будет доказан, руководителя или иное ответственное должностное лицо работодателя оштрафуют на сумму до 200 тысяч рублей или в размере дохода осужденного за период до 18 месяцев. В качестве альтернативного наказания предусмотрены обязательные работы сроком до 360 часов.

Положения закона начнут действовать спустя 10 дней после официального опубликования, то есть уже с 13 октября.

Напомним, что в трудовом законодательстве уже имеется запрет на увольнение определенных категорий работников по инициативе работодателя. Однако за его нарушение уголовная ответственность не предусмотрена.

У работодателей появятся новые обязанности

Как объясняют власти, введение уголовной ответственности за необоснованный отказ в приеме на работу предпенсионеров необходимо для того, чтобы запланированная пенсионная реформа прошла более-менее безболезненно для тех граждан, которых она коснется в первую очередь. Вместе с тем, в Министерстве труда обсуждают, какие еще можно предоставить гарантии немолодым людям. Ведомство сообщило, что разрабатывает целый план мероприятий, который позволит:

  • защитить трудовые права работников предпенсионного возраста;
  • не допустить увольнения и отказов в приеме на работу по мотивам, не связанным с профессиональными качествами;
  • снизить влияние стереотипов и предвзятого отношения к пожилым.

В этот план чиновники уже включили инициативу по проведению масштабной кампании по профподготовке (переквалификации) лиц предпенсионного возраста. Есть также идея увеличить им размер пособия по безработице.

Еще одна инициатива — ввести для работодателей обязанность уведомлять службы занятости об увольнении лиц предпенсионного возраста, чтобы им могли оперативно подобрать другую работу. Кроме того, Роструд в письме от 25.07.2018 N 858-ПР попросил региональные власти ежеквартально сдавать сведения об организациях (работодателях) и численности работников организаций, не являющихся пенсионерами (мужчины 1959 г.р., женщины 1964 г.р.). Запросы о предоставлении таких сведений уже получили некоторые компании, но необходимо помнить, что подавать запрашиваемую информацию пока необязательно: на законодательном уровне такие требования не утверждены.

Льготы за трудоустройство пожилых — это реально?

Некоторые эксперты уверены, что введение дополнительных обязанностей для организаций — попытка властей заставить бизнес активно участвовать в запланированной пенсионной реформе. Но на практике она не будет эффективной: в компании всегда найдут основание, по которому можно расторгнуть трудовой договор с работником, несмотря на его возраст и компетенцию.

В то же время от бизнеса слышатся инициативы другого рода — из серии «не учите нас жить, помогите материально». Например, чиновникам предлагают отменить взносы на пенсионное страхование с доходов лиц предпенсионного возраста. В таком случае немолодой работник будет выгоден работодателю, и он не станет его увольнять. Некоторые организации, возможно, даже будут заинтересованы исключительно в таких сотрудниках, поскольку экономия денег в этом случае существенная. Еще одно похожее предложение — предоставить дополнительные налоговые преференции компаниям, в штате которых трудятся немолодые подчиненные, которым через несколько лет уходить на пенсию.

Но пока это «разговоры на кухне», и до властей такие инициативы не доходят. А если бы и дошли, то вряд ли чиновники их одобрили бы: в бюджете денег всегда не хватает.

Госдума одобрила уголовное наказание за увольнение предпенсионеров

Депутаты во вторник, 25 сентября, приняли в третьем, окончательном чтении законопроект о введении уголовной ответственности за необоснованный отказ в приеме на работу и необоснованное увольнение лиц предпенсионного возраста.

Данный законопроект, предусматривающий внесение поправок в Уголовный кодекс, был внесен в Госдуму президентом РФ Владимиром Путиным 6 сентября. Согласно документу, отказ в приеме на работу сотрудников предпенсионного возраста или их необоснованное увольнение «наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательными работами на срок до 360 часов».

Напомним, в связи с реформой возраст выхода на пенсию предложено увеличить до 60 лет для женщин и до 65 лет для мужчин. Предпенсионным возрастом будут считать пять лет до наступления срока выхода на пенсию.

«Законопроект о введении уголовной ответственности за увольнение пожилых граждан, по сути, это реализация 7-й статьи Конституции о социальных гарантиях для наших граждан», — заявил депутат Отари Ашба, который снова представлял его с докладом.

Законопроект прошел «горнила обсуждений и готов к принятию», заверил член комитета по государственному строительству и законодательству.

Впрочем, некоторые его коллеги высказали во время заседания иную точку зрения. Так, по мнению депутата от КПРФ Юрия Синельщикова,

инициатива «позволит кошмарить бизнес». Может появиться «прослойка лиц предпенсионного возраста, которые будут каждодневно рассылать резюме с требованием принять их на работу».

Потом они будут обращаться в прокуратуру или заваливать следственные органы с требованием возбудить уголовной дело, опасается депутат.

Применять к работодателям уголовную ответственность за увольнение лиц предпенсионного возраста нужно лишь в «исключительных случаях», то есть «когда исчерпаны все остальные меры воздействия на работодателя», поясняли ранее свою позицию в объединении «Деловая Россия».

Свою точку зрения организация изложила в письме первому заместителю руководителя администрации президента С. В. Кириенко. «Нужны четкие критерии», а также «признаки преступления», чтобы исключить «внеправовое» воздействие на бизнес, говорится в документе за подписью президента объединения Алексея Репика.

В свою очередь депутат Валерий Гартунг заявил, что хотя партия «Справедливой России» и поддерживает этот законопроект, но от «необоснованного лишения работы» он не защитит. Он поможет только при особо циничных увольнениях. Но как быть всем остальным пенсионерам, которые лишены работы в силу разных причин?

«Главная цель этого закона — защитить граждан предпенсионного возраста от возможного незаконного действия работодателей», — заверяла после второго чтения вице-премьер Татьяна Голикова.

«Я подчеркну, что на сегодняшний день существует в административном кодексе административная ответственность. Она никак не дифференцируется по возрасту, и решение принимает трудовая инспекция. В случае с уголовной ответственностью — это все-таки Следственный комитет, это доследственные проверки, это защита законных прав наших граждан», — сказала она.

Введение новой статьи в УК будет иметь обратный эффект, говорит глава аналитической службы НПФ Сафмар Евгений Биезбардис. В результате вырастут «коррупционные риски и давление на предпринимательское сообщество, а также усилится желание прекращения работодателями постоянных трудовых отношений с лицами, приближающимися к предпенсионному и пенсионному возрастам», считает эксперт.

Ранее глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин предупреждал, что «если будем решать эту проблему в лоб, мы можем деформировать систему трудовых отношений». Он опасается, что для увольнения «предпенсионеров» будут использоваться другие основания. «Будет много судебных процессов, где будут разбираться, уволили ли потому, что предпенсионный возраст наступил, или квалификация не соответствует, или есть экономические причины, например, реорганизация предприятия, которая приводит к сокращению потребности в рабочей силе», — сказал он.

Повышение пенсионного возраста заставляет искать радикальные меры для защиты новых предпенсионеров, говорит Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК ТелеТрейд. Настолько радикальные, что в ход идет уголовная ответственность за увольнение или отказ в принятии их на работу.

«Но именно суровость последствий таких деяний для работодателя может иметь обратный эффект для тех, кого этот законопроект призван защитить. Уголовная ответственность приведет к тому, что уже «на дальних подступах» к предпенсионному возрасту людей перестанут принимать на работу под различными предлогами и стремиться «избавиться» от таких работников», — говорит эксперт.

Ссылка на основную публикацию
Яндекс.Метрика