Повышение зарплаты госслужащим: на сколько

Правительство реформирует систему оплаты труда и найма чиновников

Опубликованный вчера указ президента «Об основных направлениях развития госслужбы» требует от правительства в 2021–2021 годах изменить структуру зарплат чиновников, повысив в ней постоянную часть оклада. На это пойдут средства, сэкономленные на проводимом Минфином сокращении госаппарата. Однако помимо улучшения оплаты труда госслужащих ждут ужесточение найма, аттестации и требований к профессиональному развитию.

В 2021–2021 годах правительству предстоит реформировать государственную гражданскую службу, изменив для госслужащих систему найма, оплаты труда и мотивации. Это следует из опубликованного вчера на портале правовой информации указа президента «Об основных направлениях развития гражданской службы в РФ на 2021–2021 годы». По нему до 2021 года Белый дом должен завершить работу по созданию нормативно-правовой базы для совершенствования практики экспериментов по развитию гражданской службы и порядку отбора кандидатов. Также правительству поручено обеспечить внедрение единой методики прохождения госслужащими испытания в федеральных органах исполнительной власти и усовершенствовать процедуру их аттестации.

Еще одно направление реформы — создание на базе подведомственной Минтруду федеральной информсистемы отдельного ресурса для профессионального развития госслужащих. До 1 января 2021 года Белый дом должен обеспечить мониторинг качества подготовки служащих по дополнительным профессиональным программам и усовершенствовать методы оценки их профессиональных качеств. Кроме того, в 2021 и 2021 годах правительство займется реформированием системы оплаты труда чиновников (без снижения его уровня, уточняется в указе) — оптимизация предполагает поэтапное увеличение в их доходах доли оклада за счет снижения доли премиальных выплат. Рост постоянной части зарплаты, в свою очередь, приведет и к росту размера пенсии госслужащих за выслугу лет.

По итогам 2018 года Росстат насчитал в РФ 692 тыс. региональных, 299 тыс. муниципальных и 38,3 тыс. федеральных госслужащих. Зарплата первых составила 49,4 тыс. руб. (107,7% к 2017 году), муниципальных служащих — 42,1 тыс. руб. (107,9% к 2017 году), федеральных — 126,6 тыс. руб. Если официальные доходы последних превышают среднюю зарплату по стране в несколько раз (в 2018 году — 40 тыс. руб.), то для остальных категорий эта разница не так велика. Впрочем, уровень укомплектованности всех категорий госслужбы в среднем не опускается ниже 90%.

Как госслужащим готовят увольнения и рост зарплат

Как ранее пояснял Минфин, источником средств для повышения постоянной доли в оплате труда госслужащих с нынешних 40% (60% — переменная часть, доплаты и премии) до 60% (такую цель ставит для себя министерство) должны стать средства, сэкономленные за счет запланированного на ближайшие годы сокращения госаппарата без сокращения фондов оплаты труда госслужащих (подробнее см. “Ъ” от 19 марта). Отметим, впрочем, что сэкономленных средств может не хватить — запланированные сокращения на 10% численности сотрудников центральных аппаратов органов исполнительной власти и 5% территориальных органов в 2021 году и сокращение на 10% численности терорганов в 2021 году, вероятнее всего, будут выполнены во многом за счет незакрытых низкооплачиваемых вакансий. По словам Павла Кудюкина, члена совета профсоюза «Конфедерация труда», доля переменной части в зарплатах госслужащих сейчас может и превышать 60% за счет совместительства незакрытых вакансий. «Такая ситуация создает руководству органов власти возможность манипулирования подчиненными»,— говорит он.

Отметим, впрочем, что сама высокая доля премий и дополнительных выплат при невысоком окладе характерна не только для зарплат чиновников — достаточно часто это встречается и на рынке частных вакансий, что в совокупности позволяет российскому рынку труда сохранять низкий уровень безработицы в кризисы за счет отмены допвыплат вместо увольнений.

Какая зарплата госслужащих с 01.01.2021 и 01.04.2021 года в РФ: размер, индексация, повышение – последние новости

Указом Президента РФ от 24.06.2021 N 288 “Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2021 – 2021 годы” прописана необходимость в 2021 и 2021 годах обеспечить в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих оптимизацию структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет. В документе также обозначен срок – 1 апреля 2021 и 2021 года, когда ответственным федеральным органам исполнительной власти необходимо информировать Президента РФ о ходе выполнения настоящего Указа. В этой связи Бюджетом Российской Федерации на 2021 год и плановый период 2021-2022 гг. предусмотрено, что работникам государственных ведомств и учреждений следует ожидать повышение оклада в среднем на 5,5%, а в 2021 году — на 6,8%.

Зарплату с 1 января 2021 года и по итогам первого квартала с 1 апреля 2021 года будут поэтапно повышать работникам казенных, бюджетных и автономных учреждений, госуправленцам, а также сотрудникам правоохранительных органов. В первую очередь, финансирование будет направлено на деятельность врачей (медиков), учителей (воспитателей детских садов), работников культуры и других представителей социальной сферы.

Прибавку к зарплате должны ощутить также инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование (инженеры, программисты, электромонтеры, слесари, сантехники, техники, уборщики служебных помещений), специалисты по соцработе, комплексной реабилитации, социальные психологи, бухгалтеры, юристы, кадровики. А также – спасатели, пожарные, океанологи, гидробиологи, метеорологи, работники селекционно-семеноводческих центров, лесники и прочие государственные (муниципальные) служащие.

Вместе с тем, повышение зарплат госслужащим в 2021 году связано с их запланированным масштабным сокращением на федеральном, региональном и муниципальном уровне. О том, кого и как, примерно, будут сокращать можете прочитать ниже.

На 2021 год в России действительно намечена реализация реформы в сфере госуправления, которая приведет к масштабному сокращению армии госслужащих и повышению зарплат оставшихся, рассказала в интервью РИА “Новости” первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

По ее словам, если этого не сделать, то зарплаты чиновников в дальнейшем будут индексировать только на уровень инфляции, поскольку для увеличения размера оплаты труда до конкурентного уровня всем госслужащим потребуется дополнительно сто миллиардов рублей в год из бюджета.

“Экономия — не самоцель реформы, очевидно. Но высвобождающиеся при этом средства будут направлены на повышение оплаты труда гражданских служащих. Если не провести запланированное сокращение, конкурентного уровня оплаты труда на госслужбе не достичь”, — сказала Нестеренко.

Сокращение госаппарата, по замыслу Минфина, пройдет в два этапа.

Сначала — “автоматически”: численность центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти в следующем году сократят на десять процентов, территориальных органов — на пять процентов, а к 2021-му этот показатель в регионах достигнет 15 процентов.

На втором этапе предполагается структурное совершенствование госаппарата, что приведет к дополнительному сокращению численности. На этом этапе территориальные органы министерств и ведомств преобразуют в филиалы без статуса юридического лица и без подразделений.

“То есть мы планируем создать компактные фронт-офисы, в которых будут упразднены подразделения, занятые решением вопросов организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, административно-хозяйственного обеспечения деятельности”, — пояснила Нестеренко.

Эксперты неоднозначно подошли к объяснению действий Минфина. Вице-президент Конфедерации труда России, депутат ГД РФ Олег Шеин в беседе с «ФедералПресс» ушел от ответа о планируемом сокращении в органах исполнительной власти, сославшись на то, что «нельзя комментировать, будет ли это вообще».

«Я не могу это комментировать, потому что мы являемся очевидцами тридцатого или сорокового заявления Минфина на эту тему. Я бы не сказал, что мы по итогам этих заявлений видим какие-то реалистичные перемены. Невозможно комментировать год от года одних и тех же людей, одни и те же слова», – заявил в беседе с обозревателем «ФедералПресс» Шеин.

В перспективах масштабных сокращений сомневается и директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

«Я бы здесь не делал далеко идущие выводы. У нас этих сокращений за последние 20–25 лет на моей памяти широко анонсировано было пять-семь. В итоге это как минимум не приводило к реальному сокращению числа госслужащих, а как максимум приводило к их увеличению», – заявил Салин.

По его словам, если анонсируемые Минфином планы дойдут до стадии реализации, то сокращаться будут в первую очередь не сотрудники, а незаполненные ставки в ведомствах.

«Несмотря на миф о привлекательности госслужбы, достаточно много ставок в силу ряда причин не заполнены, и когда речь идет о сокращении, то всегда руководство прибегает к испытанному методу. Оно сокращает не людей, которые работают, а ставки, которые не заняты», – отметил Салин.

Политика сокращения госслужащих вызывает массу вопросов у некоторых экспертов. Прозвучавшее из уст заместителя министра финансов РФ заявление стало поводом порассуждать над критериями, которыми будет пользоваться Кабмин для увольнения сотрудников. Как оказалось, не во всех ведомствах на данный момент наблюдается достаточная численность специалистов.

«Например, штат департамента металлургии и материалов Министерства промышленности и торговли России вряд ли можно назвать большим и тем более раздутым, а между тем его сотрудникам приходится решать кучу задач, связанных с огромным металлургическим комплексом. Если его численность уменьшится, то оставшиеся сотрудники в прямом смысле слова могут «зашиться» под грузом решаемых вопросов, работая на износ», – заявил промышленный эксперт Леонид Хазанов, добавив, что в советское время металлургию курировали сразу два ведомства – Министерство черной металлургии СССР и Министерство цветной металлургии СССР, каждое из которых имело большой штат специалистов.

Политтехнолог Марат Баширов указал, что для сокращения госслужащих необходим более глубокий подход, связанный с анализом дублирующихся или ненужных функций, о чем сейчас, по словам эксперта, разговора нет.

«Мы же с вами слышим, что есть идея реализовать «регуляторную гильотину». Она подразумевает сокращение контрольных функций, но помимо контрольных функций у госорганов еще есть разнообразные функции, от которых, на мой взгляд, нужно отказаться. Мы же понимаем, что отказ от функций вызывает реальное сокращение госаппарата. Соответственно, если человек не приносит пользу, то нужно от этой функции отказаться, а человека либо уволить, либо перепрофилировать», ­– заявил Баширов.

Кто в списках на увольнение?

Если анонсируемые Минфином масштабные сокращения все же состоятся, то, вероятно, основным критерием для них будет эффективность сотрудников. Об этом рассказал директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов.

«С моей точки зрения, эта реформа должна коснуться тех, кто плохо работает. В последнее время наш президент поставил радикальную задачу повышения производительности труда, потому что опять-таки Россия – одна из наиболее отстающих стран в Европе по производительности. Людей много, а эффект от их деятельности небольшой», – пояснил Мясоедов, добавив, что останутся при должности те, кто имеет наиболее высокие показатели KPI.

По мнению политолога Марата Баширова, при существующем подходе могут остаться без работы низкооплачиваемые сотрудники.

«Обычно это выглядит следующим образом: идет разнарядка на министерство, например сократить 10 % численности. Если вы не закладываете механизмы аудита, а здесь, очевидно, будет предложено просто сокращение на 10 %, то кого ты уволишь, неважно. Каждое министерство будет искать кого-то, кого, с его точки зрения, нужно уволить или можно уволить. Обычно это самые низкооплачиваемые сотрудники, самого низкого грейда», – пояснил Баширов.

По его словам, это не принесет большой бюджетной экономии, но поспособствует «вымыванию» слоя госслужащих, которые занимаются «подготовкой многочисленных материалов, отчетов, справок и так далее для вышестоящих начальников».

«Мы знаем, что у большинства людей, которые работают в должностях директоров департаментов, управлений, а тем более у замминистров и министров фактически весь рабочий день – это или рабочие встречи, или совещания. Они реально подготовкой внутреннего контекста, содержания не занимаются. Этим занимаются работники низших звеньев», – рассказал Баширов.

Как отметил эксперт, ослабление этого слоя госслужащих может в перспективе привести к ослаблению госаппарата и упадку качества госуправления в целом.

Сокращение госслужащих не всегда означает сокращение людей, занятых в государственном управлении. Существует вероятность, что уволенные сотрудники просто перейдут в подведомственные учреждения, которыми напрямую управляют министерства.

«Подведы» обычно получают деньги на реализацию проектов из того же самого федерального бюджета. Получится, что федеральный бюджет заплатит те же самые деньги, только из другого кармана. Это известная уловка, и бороться с ней просто невозможно. Реальное сокращение может быть, только когда вы сокращаете дублирующие или ненужные функции», – рассказал Марат Баширов.

Впрочем, вероятно применение и других схем аутсорсинга. Сергей Мясоедов уверен, что это вполне позитивное явление.

«Мы можем говорить о том, что чиновники мимикрируют и постараются остаться на коште государства, по-прежнему используя свои близкие связи в течение какого-то времени. Это негативная сторона. А есть позитивная сторона: люди, предлагающие свои услуги, будут проходить через процедуру тендеров, а это при всех недостатках нынешних тендеров, процедура все-таки конкурентная и на тендер будет проходить несколько человек, соответственно, аутсорсинговые услуги – это государственно-частное партнерство», – заявил Мясоедов, добавив, что эта концепция позволит увеличить качество предоставляемых услуг.

Куда пойдут сокращенные госслужащие?

Первый заместитель председателя комитета ГД РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Тарасенко уверен, что сокращенные госслужащие в перспективе без работы не останутся: «Эти люди, которые работают там, наверняка на рабочие профессии не пойдут, но это достаточно подготовленные люди, которые найдут место в жизни, потому что, как мне представляется, у нас слишком много вакансий на сегодняшний день».

Эксперты сделали и более радикальные прогнозы. По мнению директора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергея Мясоедова, масштабное сокращение госслужащих – повод для интенсификации политики переучивания старых кадров, чтобы они могли осваивать профессии или заниматься малым и средним предпринимательством.

«Я думаю, что появится еще одна категория, которой надо постепенно перестраиваться на ментальность рыночную и предпринимательскую: учиться не сидеть на шее государства, на «проедании» госбюджета, а эффективно работать. Появятся новые категории, которых нужно будет переучить, чтобы люди могли стать самозанятыми», – заявил Мясоедов.

Если процесс реформирования госаппарата активно заработает, то в 2021 году кадровые сокращения коснутся не только работников федеральных ведомств, но и региональных (муниципальных) органов упраления во всех субъектах РФ: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.

Повышение зарплаты госслужащим: на сколько

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Доработанный текст проекта Указа Президента Российской Федерации “О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы” (подготовлен Минтрудом России 27.06.2019)

Досье на проект

В соответствии с частью 11 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” постановляю:

1. Повысить с 1 октября 2021 г. в 1,043 раза:

а) размеры месячных окладов дипломатических работников Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов – представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации в соответствии с присвоенными им дипломатическими рангами, установленные Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1371 “О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении месячных окладов федеральным государственным гражданским служащим в соответствии с присвоенными им дипломатическими рангами” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5012; 2006, N 31, ст. 3459) и увеличенные в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 1490 “О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 209), от 18 октября 2007 г. N 1376 “О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 43, ст. 5168), от 29 марта 2008 г. N 421 “О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 13, ст. 1257), от 21 сентября 2008 г. N 1394 “О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 39, ст. 4422), от 3 мая 2012 г. N 572 “О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2325), от 17 октября 2013 г. N 781 “О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 42, ст. 5342) и от 12 декабря 2017 г. N 594 “О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 51, ст. 7788);

б) размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы и размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы Российской Федерации, установленные Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 “О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3459; N 38, ст. 3975; 2007, N 13, ст. 1530; N 14, ст. 1664; N 20, ст. 2390; N 23, ст. 2752; N 32, ст. 4124; N 40, ст. 4712; N 50, ст. 6255; N 52, ст. 6424; 2008, N 9, ст. 825; N 17, ст. 1818; N 20, ст. 2294; N 21, ст. 2430; N 22, ст. 2537; N 25, ст. 2961; N 31, ст. 3701; N 49, ст. 5763; N 52, ст. 6363; 2009, N 16, ст. 1901; N 20, ст. 2445; N 34, ст. 4171; N 36, ст. 4312; N 52, ст. 6534; 2010, N 3, ст. 276; N 4, ст. 371; N 12, ст. 1314; N 15, ст. 1777; N 16, ст. 1874; 2011, N 5, ст. 711; N 48, ст. 6878; 2012, N 4, ст. 471; N 8, ст. 992; N 15, ст. 1731; N 27, ст. 3681; N 29, ст. 4071; N 32, ст. 4490; N 35, ст. 4783, 4787; N 44, ст. 5995; N 47, ст. 6460; N 50, ст. 7013; N 51, ст. 7169; 2013, N 3, ст. 177; N 19, ст. 2376; N 22, ст. 2787; N 49, ст. 6397, 6400; 2014, N 18, ст. 2135; N 26, ст. 3513; N 30, ст. 4281, 4285; N 31, ст. 4401; N 37, ст. 4938; N 44, ст. 6045, 6046; 2015, N 1, ст. 193; N 11, ст. 1585; N 28, ст. 4216; 2016, N 12, ст. 1642; N 16, ст. 2202; N 31, ст. 4986; N 35, ст. 5302; 2017, N 4, ст. 636; N 5, ст. 777; N 34, ст. 5265; N 35, ст. 5333; 2018, N 7, ст. 1018; N 24, ст. 3504; N 25, ст. 3647; N 30, ст. 4716; N 46, ст. 7039; 2021, N 6, ст. 515) и увеличенные в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 1490, от 18 октября 2007 г. N 1376, от 29 марта 2008 г. N 421, от 21 сентября 2008 г. N 1394, от 3 мая 2012 г. N 572, от 17 октября 2013 г. N 781 и от 12 декабря 2017 г. N 594;

в) размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции, установленные Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 1554 “О порядке присвоения и сохранения классных чинов юстиции лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, и установлении федеральным государственным гражданским служащим месячных окладов за классный чин в соответствии с присвоенными им классными чинами юстиции” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 48, ст. 5952; 2008, N 21, ст. 2430; 2009, N 16, ст. 1901; 2011, N 24, ст. 3408; N 47, ст. 6620; N 48, ст. 6878; 2012, N 7, ст. 817; N 15, ст. 1731; N 51, ст. 7169; N 53, ст. 7866; 2013, N 49, ст. 6400; 2014, N 31, ст. 4401; 2016, N 52, ст. 7604; 2018, N 46, ст. 7039) и увеличенные в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 29 марта 2008 г. N 421, от 21 сентября 2008 г. N 1394, от 3 мая 2012 г. N 572, от 17 октября 2013 г. N 781 и от 12 декабря 2017 г. N 594;

г) размеры должностных окладов федеральных государственных гражданских служащих Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов – представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы, установленные Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 442 “О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов – представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 26, ст. 3513; 2015, N 11, ст. 1587; 2017, N 34, ст. 5265) и увеличенные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 декабря 2017 г. N 594 “О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 51, ст. 7788).

2. Установить, что при повышении окладов месячного денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, предусмотренном пунктом 1 настоящего Указа, размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы, размеры месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с присвоенными им классными чинами государственной гражданской службы Российской Федерации (дипломатическими рангами, классными чинами юстиции), а также размеры ежемесячных и иных дополнительных выплат подлежат округлению до целого рубля в сторону увеличения.

3. Правительству Российской Федерации осуществлять финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего Указа, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Президент
Российской Федерации
В.В. Путин

Обзор документа

С 1 октября 2021 г. Президент России планирует повысить оклады госслужащих на 4,3%.

Будут ли повышать зарплаты госслужащим в 2021 году

Автор: Виктор, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 19 ноября 2018. Время чтения 5 мин.

Среднемесячная зарплата госслужащего в России составляет около 132 500 руб., в 2021 г. прогнозируется ее рост до 137 800 руб. В реальности она существенно разнится в зависимости от уровня чиновника: место в аппарате Президента приносит своему обладателю более 200 тыс. руб. в месяц, доход обычного специалиста I категории колеблется на уровне 26 тыс. руб. Вместе с повышением вознаграждений планируется введение нового критериального подхода к начислению мотивационных доплат.

Будет ли повышение зарплаты госслужащим в 2021 году

Последняя индексация заработных плат государственных служащих выполнялась в 2013 г. Заморозка доходов чиновников была осуществлена с целью экономии бюджета в тяжелое для страны время.

p, blockquote 1,0,0,0,0 –>

Новость о повышении окладов впервые прозвучала в конце 2017 г. Представители Министерства труда и социальной защиты РФ официально заявили, что первая индексация произойдет в 2021 г., вторая последует за ней в 2021 г.

p, blockquote 2,0,0,0,0 –>

Основой механизма реформирования системы оплаты труда госслужащих послужит критериальный принцип. Он необходим для выполнения основной его цели — привлечения молодых кадров, способных эффективно и быстро решать наболевшие вопросы, и сокращения общего числа чиновников.

p, blockquote 3,0,0,0,0 –>

p, blockquote 4,0,0,0,0 –>

Рисунок 1. Увеличение доходов сотрудников государственного аппарата.

На сколько и как будут повышать зарплату

Рост доходов чиновников в ближайшие годы будет иметь свои особенности. Каждая индексация зарплаты позволит увеличить оклад работника на 4%.

p, blockquote 5,0,0,0,0 –>

На сегодняшний день ежемесячное вознаграждение госслужащего состоит из нескольких частей:

p, blockquote 6,0,1,0,0 –>

  • должностного оклада;
  • оклада по чину;
  • доплаты за выслугу лет;
  • доплат за повышенную сложность работы, секретность.

Таблица 1. Виды и размер доплат к окладу чиновника в 2018 г.*

p, blockquote 7,0,0,0,0 –>

Вид доплаты Величина доплаты, %
За выслугу лет (стаж до 5 лет) 15
За выслугу лет (стаж от 5 до 10 лет) 20
За выслугу лет (стаж от 10 до 20 лет) 30
За секретность или особую сложность 60–200

* По данным информационно-аналитического портала 1RRE

p, blockquote 8,0,0,0,0 –>

Предполагается, что индексация затронет базовые составляющие окладов. Серьезные изменения коснутся стимулирующих выплат, которые, по всей видимости, не будут сохранены в привычных масштабах. Они перестанут носить повсеместный характер: реальное выполнение требуемых условий и факты переработки каждому сотруднику понадобится доказывать индивидуально.

p, blockquote 9,0,0,0,0 –>

В 2021 г. на такие доплаты в бюджете государства заложено 380 млрд руб. На улучшение финансирования смогут рассчитывать молодые специалисты, поскольку существует необходимость привлечения в госаппарат активных квалифицированных сотрудников.

p, blockquote 10,0,0,0,0 –>

Рисунок 2. Григорий Ведехин — глава поселковой администрации Хани Нерюнгринского района и самый молодой чиновник высокого уровня в России

Когда будет производиться повышение зарплат

Увеличение зарплат работников госаппарата будет выполняться одновременно с индексацией окладов военных, а именно не ранее 1 октября 2021 г. Критериальный принцип, призванный оптимизировать деятельность и состав муниципальных служащих, на данный момент времени не готов, разработка ведется в уполномоченных государственных органах.

p, blockquote 11,0,0,0,0 –>

Его вступление в силу назначено на начало 2021 г. В течение года будет утвержден конечный вариант новой системы оплаты труда.

p, blockquote 12,1,0,0,0 –>

p, blockquote 13,0,0,0,0 –>

Динамика роста доходов госслужащих России

Статистические исследования показывают уверенный рост доходов государственных служащих, несмотря на официальные заявления о заморозке зарплат в данном секторе. Подобная динамика возможна из-за сокращений штата, особенно увольнения чиновников с низкооплачиваемых должностей.

p, blockquote 14,0,0,0,0 –>

Таблица 2. Динамика роста зарплаты чиновников с 2006 по 2018 гг.*

p, blockquote 15,0,0,0,0 –>

Год Размер зарплаты, руб.
2006 20 200
2009 42 500
2012 60 100
2014 69 500
2015 95 000
2016 115 700
2017 119 000
2018 132 500
2019 137 800

* По данным Visasam, 1RRE

p, blockquote 16,0,0,0,0 –>

Рисунок 3. График роста среднемесячной заработной платы государственных служащих. Источники: Visasam, 1RRE

Кто относится к категории госслужащих

Категория государственных служащих включает тех, кто трудится в федеральных и региональных законодательных и исполнительных органах, судах. К ним относятся сотрудники:

p, blockquote 17,0,0,0,0 –>

  • аппарата Президента РФ;
  • подразделений Прокуратуры;
  • отделений Налоговой службы;
  • Росреестра;
  • Роспотребнадзора;
  • Миграционной службы;
  • Таможенной службы;
  • Пограничной службы;
  • Администраций, Заксобраний и иных подобных учреждений.

По мнению экспертов, административный аппарат России остается перегруженным, несмотря на данные Росстата о проводимых внутри его сокращениях. Так, в 2016 г. было достигнуто снижение численности чиновников на 10%.

p, blockquote 18,0,0,1,0 –>

Официально утверждается, что из бюджета страны финансируется около 5,4 млн рабочих мест для госслужащих, причем некоторые из них отличаются чрезвычайно высоким уровнем содержания. В дальнейшем такие сотрудники получают улучшенное пенсионное обеспечение.

p, blockquote 19,0,0,0,0 –>

Рисунок 4. Чиновники России

p, blockquote 20,0,0,0,0 –>

Какова средняя зарплата госслужащих сейчас

Доходы работников государственного органа напрямую зависят от их статуса:

p, blockquote 21,0,0,0,0 –>

  1. В правительственном аппарате средний доход служащего превышает 227 тыс. руб. в месяц.
  2. Место в Совете Федерации позволяет иметь ежемесячный доход в размере 180,2 тыс. руб.
  3. Среди ведомств и министерств наибольшие зарплаты получают специалисты Федерального казначейства — 160 тыс. руб. в месяц.

Рисунок 5. Федеральное казначейство России

Резюме

Повышение окладов государственным гражданским служащим и одновременное реформирование системы оплаты их труда с помощью критериального подхода призваны повысить привлекательность работы такого рода для молодых образованных россиян. Новая система должна мотивировать высококвалифицированных специалистов к трудоустройству, а действующих сотрудников к расширению своих компетенций, получению дополнительного высшего образования.

p, blockquote 22,0,0,0,0 –>

Ожидается, что здоровая конкуренция в среде госслужащих оживит деятельность кадрового состава за счет роста его квалификации и заинтересованности в рабочих местах.

p, blockquote 23,0,0,0,0 –>

Видео: зачем нужны дополнительные финансовые мотивации для госслужащих и какие объемы средств закладываются на их осуществление:

p, blockquote 24,0,0,0,0 –> p, blockquote 25,0,0,0,1 –>

Зарплата госслужащих в 2021 году: повышение, индексация, последние новости

в Новости 5,674 Просмотров

Должностные оклады государственных гражданских служащих планируют изменить. Индексация для данной категории работающих граждан очень актуальна, так как длительное время действовала заморозка, последний раз размер изменялся только в 2014 году. В 2021 году ожидается повышение зарплаты госслужащим.

  • Кому и настолько поднимут размер денежного содержания?

Кто считается госслужащим?

Федеральный закон №79 подробно рассказывает о роли государственных служащих и людях, которые являются таковыми. Глава №10 статьи 50 озвучивает положение об оплате и условиях труда госслужащих. В статье №51 освещается специфика формирования начислений. У любого человека, который работает по трудовому договору, зарплата складывается из оклада и определенных надбавок. В то же время граждане на государственном обеспечении имеют основную ставку, на которую накладываются премии и компенсации.

Труд государственных служащих полностью оплачивается из бюджета. Размер оклада зависит от устава конкретного предприятия и от щедрости бюджетного финансирования в текущем году. Однако есть отдельные регионы, которые отличаются от других субъектов нашей страны. В 2021 году был принят закон, из-за которого большинство дополнительных выплат были сняты. Поскольку к 2021 году вряд ли можно рассчитывать на возвращение этих надбавок, речь о заметном повышении зарплат для госслужащих также не идет.

В целом, госслужащие делятся на несколько сфер, принадлежность к которым напрямую сказывается на их ежемесячных доходах:

  1. Гражданская служба;
  2. Военная служба;
  3. Служба в правоохранительных органах.

Войти в этот перечень не может человек без российского гражданства. Также устроиться в некоторые сферы не получится людям с судимостью и тем, кто не служил в армии.

Как формируется зарплата госслужащего?

Увеличение зарплат государственным работникам напрямую зависит от вливаний в бюджет, на которые рассчитывает правительство в 2021 году. Если экономика страны на подъеме, то и оклады индексируются. Во время кризиса финансирование сокращают, что мгновенно влияет на доход граждан, находящихся на государственной службе. Немалую роль играют и личные показатели, ведь существуют такие понятия, как надбавки и премии.

Есть стабильного рода надбавки, на которые не влияет экономическое положение страны на мировой арене. Например, это выслуга лет или доплата за воинское звание. Давайте рассмотрим основные составляющие, из которых складывается заработная плата большинства государственных служащих. Это:

  1. Окладная часть по должности;
  2. Окладная часть по чину;
  3. Различные виды надбавок и доплат.

Руководитель государственного предприятия может делать те или иные надбавки к зарплатам – например, за трудолюбие и ответственность. Если работа сдельная, то основная часть зарплаты формируется из расчета выполненного плана, и в этом случае окладная часть будет минимальной. Люди, не зависящие от плана, получают дополнительные выплаты за счет следующих факторов:

  • Выслуга лет;
  • Руководящая должность;
  • Чин, если это военный объект или правоохранительные органы;
  • Доплата за работу в опасном населенном пункте страны;
  • Квалификация специалиста;
  • Условия труда;
  • Место, где человек трудится;
  • Особенности региона;
  • Сфера деятельности;
  • Нюансы трудового договора.

Некоторые дополнительные выплаты могут варьироваться и составлять от 60% (это минимальный процент) до 200% от всего оклада. В последнем случае более 60% дополнительных выплат будут относиться в выслуге лет и занимаемой сотрудником должности. В уставе организации прописывается только оклад, а все, что выплачивается сверх него, определяется руководством. Если у человека небольшой опыт и он устроился на предприятие недавно, его премиальные будут минимальными – а значит, ни о каких больших зарплатах речь не идет.

Большую роль играет тот факт, в каком регионе работает гражданин. Зарплатная статистика по стране не всегда правдива, потому что складывается такая среднестатистическая цифра из просуммированных данных по мелким и крупным городам. На сегодняшний день этот показатель в разных точках РФ варьируется от 35 000 рублей до 56 000 рублей. Ведется учет следующих данных:

  1. Окладная часть в связи с занимаемой должностью;
  2. Коэффициент, который присвоен конкретному району при формировании бюджета;
  3. Дополнительные выплаты по индивидуальным показателям сотрудника;
  4. Доплата по классности занимаемой должности;
  5. Выслуга лет;
  6. Больничные листы и использование отпуска;
  7. Доплата в том случае, если гражданин допущен к данным с грифом «секретно»;
  8. Дополнительные выплаты за ученую степень, научные труды или преданность предприятию.

Справка: чтобы вывести окончательную сумму, достаточно сложить показатели, вычесть подоходный налог и штрафы, если таковые имеются.

Каким бюджетникам повысят зарплаты в 2021 году

Существенные изменения ожидаются в России в 2021 году в отношении оплаты труда бюджетникам. На основании новых положений основную часть зарплаты будет составлять оклад. Это около 60% от общей суммы. Изменения коснутся и тарифной сетки. Новый закон вступит в силу 1 января 2021 года.

Система начисления, которая действует сейчас, имеет много недочетов. Зарплаты бюджетникам складываются из оклада и дополнительных выплат. Они высчитываются в зависимости от категории, а также различных вариантов поощрений. Всего расчет ведется по 30 пунктам. Это очень сложная система, с которой с трудом разбираются бухгалтера. А сами работники вообще не могут рассчитать свою будущую заработную плату.

В связи с этим было принято решение упростить формула. 60% от заработной платы станет постоянной величиной. Тарифную сетку по новому законодательству сделают из 18 пунктов, что сократит список на 9 позиций. Это поможет выстроить прозрачную систему, когда каждый госслужащий сможет контролировать начисление и рост своих показателей.

Кроме того, учителям, врачам и другим категориям бюджетников изменят разницу между разрядами. Сейчас она составляет всего 1% между категориями. С 2021 года планируется повышение этого показателя до 6%. Это существенно повлияет на увеличение заработной платы.

Индексация

Тотальные заморозки индексаций, в режиме которых мы жили последние годы экономического кризиса, невзирая на галопирующую инфляцию и скачки курсов валют, наконец, должны кануть в Лету. Начиная с текущего года, и в 2021 – аналогично, зарплаты чиновникам, в том числе, собираются индексировать. Не мудрствуя лукаво, Правительство отталкивается от усредненной прогнозной цифры инфляции в 4% за год – именно на эту сумму и повысят зарплаты в эти два года. Однако не с 1 января, как вы могли подумать – такого подарка «под елочку» госслужащим не видать, – лишь с 1 октября.

Напомним, последний раз индексация зарплат чиновников проводилась еще в 2013 году. В 2014-м же Путин приказал всей стране затягивать пояса и первыми решил привлечь к спасению финансовых закромов родины именно их. Правда, сейчас не будем рассматривать тот парадоксальный факт, что индексация все эти годы не проводилась, но Росстат сообщает, что, пусть понемногу, но зарплаты у госслужащих росли ежегодно. В среднем же по стране в 2017-2018 годах среднемесячная зарплата работников аппарата составляла 115,7 тыс.руб.

Когда повысят зарплаты

Говоря о сроках увеличения денежного содержания, нужно понимать, что бюджетники подразделяются на две категории:

  1. К первой относятся служащие, которым зарплату повышают на основании «майских указов».
  2. Бюджетника, не включенные в списки указов. Именно эта группа пострадала больше всех. Их заработная плата не повышалась много лет.

Индексация у двух категорий проходит по-разному. Например, на 2021 год зарплата для первой категории увеличится на 6% с 1 сентября. Это примерный процент темпов роста инфляции. К этой группе служащих относятся учителя, преподаватели вузов, врачи.

Во вторую категорию попадают федеральные государственные служащие, судьи, сотрудники прокуратуры, Росгвардии, ФСИН. Для них увеличение запланировано только на 4,3% с 1 октября 2021 года.

Нынешняя статистика по РФ

Давайте рассмотрим статистику зарплат (точнее, их среднего показателя) по каждому региону и прогнозные данные по 2021 году:

Наименование 2021 год/рублей 2021 год/рублей
Белгородская область 35 000 37 000
Липецкая область 34 000 39 000
Рязанская область 34 000 39 000
Краснодарский край 38 000 42 000
Республика Марий Эл 26 000 29 000
Челябинская область 33 000 40 000
Москва 40 000 45 000
Санкт-Петербург 39 000 42 000

Данный прогноз будет актуален в том случае, если экономическая обстановка в стране будет не просто стабильной, но и покажет заметный рост ВВП и укрепление рубля. Как видно из таблицы, Москва имеет самые высокие показатели по всей России. По большей части это связано с тем, что в столице у государственных служащих объем работы (равно как и ответственности) существенно больше. К тому же, карьерный рост в Москве, в отличие от других регионов, имеет больше ступеней и значительно влияет на зарплаты.

Теперь рассмотрим статистику с учетом конкретных категорий государственных служащих и сфер их деятельности:

Категория 2021 год/рублей 2021 год/рублей
Региональная исполнительная власть 56 000 57 500
Исполнительная власть субъектов РФ 83 200 84 100
Правоохранительные органы 59 000 64 000
Образовательная и медицинская сфера 21 000 23 000
Военнослужащие 49 000 55 000
Работники, находящиеся на социальной службе 25 000 25 000
Минфин, Пенсионный фонд, таможня, государственные юристы 40 000 45 000

Ожидаемые масштабы сокращений

Новость о повышении окладов на государственной гражданской службе не все встречают радостно. 19 марта 2021 года на коллегии Казначейства сообщили о том, что необходимо сократить штат как минимум на 5%. Только таким образом можно увеличить заработную плату остальным сотрудникам.

Сокращение планируют провести в два этапа. В 2021 году сокращение составит 5%, а в 2021 году оно достигнет уже 10%. Прежде уже было проведено сокращение госслужащих, но желаемых результатов это не принесло. Снижение количество сотрудников в одной структуре совпало с их увеличением в другой.

К 2024 году ожидается уменьшение количества чиновников на треть. Это станет возможным за счет введения цифровизации и сокращению контрольных функций со стороны государства. В Правительстве давно пришли к выводу, что структура, по которой сейчас функционирует государственное управление, не эффективна. Она не может давать результаты на 100%. Поэтому проведение реформы – это неизбежный процесс.

Основной задачей реформирования будет оптимизация государственного аппарата. За счет этого появится возможность повысить уровень оплаты труда, и сделать оклады конкурентноспособными по сравнению с другими специальностями. Это поможет решить проблемы кадровой политики, так как молодые и перспективные кадры не идут на государственную службу.

На 2021-2021 году запланированы средства из федерального бюджета для материальной мотивации аппарата чиновников. Деньги будут направлены на стимулирование служащих, которые принимают участие в национальных и федеральных проектах.

Кроме того, резерв на выплаты чиновникам необходим для повышения престижа службы. В соответствии с положениями Федерального закона «О государственной гражданской службе» зарплата госслужащих состоит из оклада, надбавки за чин и выслугу лет, а также сюда могут быть включены дополнительные выплаты. К ним относятся премии по результатам деятельности самого служащего или отдела в целом.

На основании прогнозом Минфина ежегодно будет проводиться поэтапное повышение окладов. В итоге к 2024 году средний уровень оплаты труда бюджетников должен составлять не менее 64000 рублей.

Повышение зарплаты госслужащим в 2021 году: существенные изменения в системе оплаты труда и тарифах

Правительство намерено реализовать программу по повышению зарплаты госслужащим в 2021 году, которых на данный момент насчитается 1,6 млн. человек. Об этом свидетельствует факт увеличения объемов финансирования госаппарата и чиновников различных ведомств на 600 млрд. руб. Кроме повышения престижа государственной службы, таким образом правительство попытается снизить коррупционную составляющую и повысить мотивацию исполнения служебных обязанностей чиновниками всех уровней. Это будет реализовано в рамках программы реформирования системы оплаты труда, утвержденной приказом Президента РФ «Об основных направлениях развития госслужбы»

Повышение зарплаты госслужащим в 2021 году: существенные изменения в системе оплаты труда и тарифах

Должностные оклады государственных гражданских служащих планируют изменить. Индексация для данной категории работающих граждан очень актуальна, так как длительное время действовала заморозка, последний раз размер изменялся только в 2014 году.

Кто считается госслужащим?

Федеральный закон №79 подробно рассказывает о роли государственных служащих и людях, которые являются таковыми. Глава №10 статьи 50 озвучивает положение об оплате и условиях труда госслужащих. В статье №51 освещается специфика формирования начислений. У любого человека, который работает по трудовому договору, зарплата складывается из оклада и определенных надбавок. В то же время граждане на государственном обеспечении имеют основную ставку, на которую накладываются премии и компенсации.

Труд государственных служащих полностью оплачивается из бюджета. Размер оклада зависит от устава конкретного предприятия и от щедрости бюджетного финансирования в текущем году. Однако есть отдельные регионы, которые отличаются от других субъектов нашей страны. В 2021 году был принят закон, из-за которого большинство дополнительных выплат были сняты. Поскольку к 2021 году вряд ли можно рассчитывать на возвращение этих надбавок, речь о заметном повышении зарплат для госслужащих также не идет.

В целом, госслужащие делятся на несколько сфер, принадлежность к которым напрямую сказывается на их ежемесячных доходах:

  1. Гражданская служба;
  2. Военная служба;
  3. Служба в правоохранительных органах.

Войти в этот перечень не может человек без российского гражданства. Также устроиться в некоторые сферы не получится людям с судимостью и тем, кто не служил в армии.

Как формируется зарплата госслужащего?

Увеличение зарплат государственным работникам напрямую зависит от вливаний в бюджет, на которые рассчитывает правительство в 2021 году. Если экономика страны на подъеме, то и оклады индексируются. Во время кризиса финансирование сокращают, что мгновенно влияет на доход граждан, находящихся на государственной службе. Немалую роль играют и личные показатели, ведь существуют такие понятия, как надбавки и премии.

Есть стабильного рода надбавки, на которые не влияет экономическое положение страны на мировой арене. Например, это выслуга лет или доплата за воинское звание. Давайте рассмотрим основные составляющие, из которых складывается заработная плата большинства государственных служащих. Это:

  1. Окладная часть по должности;
  2. Окладная часть по чину;
  3. Различные виды надбавок и доплат.

Руководитель государственного предприятия может делать те или иные надбавки к зарплатам – например, за трудолюбие и ответственность. Если работа сдельная, то основная часть зарплаты формируется из расчета выполненного плана, и в этом случае окладная часть будет минимальной. Люди, не зависящие от плана, получают дополнительные выплаты за счет следующих факторов:

  • Выслуга лет;
  • Руководящая должность;
  • Чин, если это военный объект или правоохранительные органы;
  • Доплата за работу в опасном населенном пункте страны;
  • Квалификация специалиста;
  • Условия труда;
  • Место, где человек трудится;
  • Особенности региона;
  • Сфера деятельности;
  • Нюансы трудового договора.

Некоторые дополнительные выплаты могут варьироваться и составлять от 60% (это минимальный процент) до 200% от всего оклада. В последнем случае более 60% дополнительных выплат будут относиться в выслуге лет и занимаемой сотрудником должности. В уставе организации прописывается только оклад, а все, что выплачивается сверх него, определяется руководством. Если у человека небольшой опыт и он устроился на предприятие недавно, его премиальные будут минимальными – а значит, ни о каких больших зарплатах речь не идет.

Большую роль играет тот факт, в каком регионе работает гражданин. Зарплатная статистика по стране не всегда правдива, потому что складывается такая среднестатистическая цифра из просуммированных данных по мелким и крупным городам. На сегодняшний день этот показатель в разных точках РФ варьируется от 35 000 рублей до 56 000 рублей. Ведется учет следующих данных:

  1. Окладная часть в связи с занимаемой должностью;
  2. Коэффициент, который присвоен конкретному району при формировании бюджета;
  3. Дополнительные выплаты по индивидуальным показателям сотрудника;
  4. Доплата по классности занимаемой должности;
  5. Выслуга лет;
  6. Больничные листы и использование отпуска;
  7. Доплата в том случае, если гражданин допущен к данным с грифом «секретно»;
  8. Дополнительные выплаты за ученую степень, научные труды или преданность предприятию.

Справка: чтобы вывести окончательную сумму, достаточно сложить показатели, вычесть подоходный налог и штрафы, если таковые имеются.

Каким бюджетникам повысят зарплаты в 2021 году

Существенные изменения ожидаются в России в 2021 году в отношении оплаты труда бюджетникам. На основании новых положений основную часть зарплаты будет составлять оклад. Это около 60% от общей суммы. Изменения коснутся и тарифной сетки. Новый закон вступит в силу 1 января 2021 года.

Система начисления, которая действует сейчас, имеет много недочетов. Зарплаты бюджетникам складываются из оклада и дополнительных выплат. Они высчитываются в зависимости от категории, а также различных вариантов поощрений. Всего расчет ведется по 30 пунктам. Это очень сложная система, с которой с трудом разбираются бухгалтера. А сами работники вообще не могут рассчитать свою будущую заработную плату.

В связи с этим было принято решение упростить формулу:

  • 60% от заработной платы станет постоянной величиной.
  • Тарифную сетку по новому законодательству сделают из 18 пунктов, что сократит список на 9 позиций.
  • Это поможет выстроить прозрачную систему, когда каждый госслужащий сможет контролировать начисление и рост своих показателей.

Кроме того, учителям, врачам и другим категориям бюджетников изменят разницу между разрядами.

  • Сейчас она составляет всего 1% между категориями.
  • С 2021 года планируется повышение этого показателя до 6%.
  • Это существенно повлияет на увеличение заработной платы.
Индексация

Тотальные заморозки индексаций, в режиме которых мы жили последние годы экономического кризиса, невзирая на галопирующую инфляцию и скачки курсов валют, наконец, должны кануть в Лету.

Начиная с текущего года, и в 2021 – аналогично, зарплаты чиновникам, в том числе, собираются индексировать. Не мудрствуя лукаво, Правительство отталкивается от усредненной прогнозной цифры инфляции в 4% за год – именно на эту сумму и повысят зарплаты в эти два года. Однако не с 1 января, как вы могли подумать – такого подарка «под елочку» госслужащим не видать, – лишь с 1 октября.

Напомним, последний раз индексация зарплат чиновников проводилась еще в 2013 году. В 2014-м же Путин приказал всей стране затягивать пояса и первыми решил привлечь к спасению финансовых закромов родины именно их. Правда, сейчас не будем рассматривать тот парадоксальный факт, что индексация все эти годы не проводилась, но Росстат сообщает, что, пусть понемногу, но зарплаты у госслужащих росли ежегодно. В среднем же по стране в 2017-2018 годах среднемесячная зарплата работников аппарата составляла 115,7 тыс.руб.

Когда повысят зарплаты

Говоря о сроках увеличения денежного содержания, нужно понимать, что бюджетники подразделяются на две категории:

  1. К первой относятся служащие, которым зарплату повышают на основании «майских указов».
  2. Бюджетника, не включенные в списки указов. Именно эта группа пострадала больше всех. Их заработная плата не повышалась много лет.

Индексация у двух категорий проходит по-разному:

  • Например, на 2021 год зарплата для первой категории увеличится на 6% с 1 сентября. Это примерный процент темпов роста инфляции. К этой группе служащих относятся учителя, преподаватели вузов, врачи.
  • Во вторую категорию попадают федеральные государственные служащие, судьи, сотрудники прокуратуры, Росгвардии, ФСИН. Для них увеличение запланировано только на 4,3% с 1 октября 2021 года.
Нынешняя статистика по РФ

Давайте рассмотрим статистику зарплат (точнее, их среднего показателя) по каждому региону и прогнозные данные по 2021 году:

Наименование 2021 год/рублей 2021 год/рублей
Белгородская область 35 000 37 000
Липецкая область 34 000 39 000
Рязанская область 34 000 39 000
Краснодарский край 38 000 42 000
Республика Марий Эл 26 000 29 000
Челябинская область 33 000 40 000
Москва 40 000 45 000
Санкт-Петербург 39 000 42 000

Данный прогноз будет актуален в том случае, если экономическая обстановка в стране будет не просто стабильной, но и покажет заметный рост ВВП и укрепление рубля. Как видно из таблицы, Москва имеет самые высокие показатели по всей России. По большей части это связано с тем, что в столице у государственных служащих объем работы (равно как и ответственности) существенно больше. К тому же, карьерный рост в Москве, в отличие от других регионов, имеет больше ступеней и значительно влияет на зарплаты.

Теперь рассмотрим статистику с учетом конкретных категорий государственных служащих и сфер их деятельности:

Категория 2021 год/рублей 2021 год/рублей
Региональная исполнительная власть 56 000 57 500
Исполнительная власть субъектов РФ 83 200 84 100
Правоохранительные органы 59 000 64 000
Образовательная и медицинская сфера 21 000 23 000
Военнослужащие 49 000 55 000
Работники, находящиеся на социальной службе 25 000 25 000
Минфин, Пенсионный фонд, таможня, государственные юристы 40 000 45 000
Ожидаемые масштабы сокращений

Новость о повышении окладов на государственной гражданской службе не все встречают радостно. 19 марта 2021 года на коллегии Казначейства сообщили о том, что необходимо сократить штат как минимум на 5%. Только таким образом можно увеличить заработную плату остальным сотрудникам.

Сокращение планируют провести в два этапа.

  • В 2021 году сокращение составит 5%,
  • а в 2021 году оно достигнет уже 10%.

Прежде уже было проведено сокращение госслужащих, но желаемых результатов это не принесло. Снижение количество сотрудников в одной структуре совпало с их увеличением в другой.

К 2024 году ожидается уменьшение количества чиновников на треть. Это станет возможным за счет введения цифровизации и сокращению контрольных функций со стороны государства. В Правительстве давно пришли к выводу, что структура, по которой сейчас функционирует государственное управление, не эффективна. Она не может давать результаты на 100%. Поэтому проведение реформы – это неизбежный процесс.

Основной задачей реформирования будет оптимизация государственного аппарата. За счет этого появится возможность повысить уровень оплаты труда, и сделать оклады конкурентноспособными по сравнению с другими специальностями. Это поможет решить проблемы кадровой политики, так как молодые и перспективные кадры не идут на государственную службу.

На 2021-2021 году запланированы средства из федерального бюджета для материальной мотивации аппарата чиновников. Деньги будут направлены на стимулирование служащих, которые принимают участие в национальных и федеральных проектах.

Кроме того, резерв на выплаты чиновникам необходим для повышения престижа службы. В соответствии с положениями Федерального закона «О государственной гражданской службе» зарплата госслужащих состоит из оклада, надбавки за чин и выслугу лет, а также сюда могут быть включены дополнительные выплаты. К ним относятся премии по результатам деятельности самого служащего или отдела в целом.

На основании прогнозом Минфина ежегодно будет проводиться поэтапное повышение окладов. В итоге к 2024 году средний уровень оплаты труда бюджетников должен составлять не менее 64000 рублей.

Ссылка на основную публикацию
Яндекс.Метрика