Как отвечает материально водитель за служебный автомобиль
Предприятия, учреждения, организации, у которых на балансе есть машины и другие транспортные средства, стараются всеми доступными способами возложить ответственность за их эксплуатацию на водителей в виде специального договора. Поэтому такое понятие, как материальная ответственность водителя автомобиля требует детального рассмотрения, а особенности и специфика отображены в ст. 39 ТК РФ.
Нормативное регулирование
Любое транспортное средство является объектом повышенной опасности, плюс ко всему является материальной ценностью любого юридического лица и организации, так как имеет дорогую стоимость.
Исходя из этих двух факторов, в юридической и законодательной практике появилось такое понятие, как материальная ответственность за автомобиль.
Само понятие материальной ответственности за автомобиль, содержится в следующих законодательных нормах.
- Трудовой кодекс. Это основоположный нормативный акт, который регулирует все отношения, возникающие между работодателем и лицом, работающим на предприятии, учреждении, организации. В нем содержится понятие любой материальной ответственности, регулируется порядок ее наложения, а также взыскание с виновного материального ущерба, в случае порчи имущества работодателя, в данном случае автомобиля.
- Гражданский кодекс. Он содержит нормы, на основании которых виновник причиненного ущерба несет полную или ограниченную ответственность за причиненный вред автомобилю работодателя, третьим лицам в случае ДТП.
Кроме этого нужно обязательно учитывать и внимательно изучать судебную практику по таким спорам, а также правовые позиции Верховного Суда РФ (ВС РФ), требования Пленумов ВС РФ по рассмотрению трудовых правоотношений, а также споров по взысканию причиненного материального ущерба.
Интересно знать, что действующее законодательство не предусматривает взыскание с водителя, допустившего повреждение автомобиля работодателя, морального ущерба в пользу последнего.
Понятие ответственности
Под материальной ответственностью за служебный автомобиль подразумевается обязанность водителя, за которым закреплено транспортное средство, эксплуатировать его на основании существующих норм безопасности дорожного движения, технических и иных регламентов.
В случае совершения виновных действий, в результате которых транспортному средству работодателя, будет причинен ущерб в ДТП, им завладеют третьи лица, при небрежном хранении, либо из строя выйдут узлы (агрегаты) автомобиля, по причине несоблюдения технических регламентов эксплуатации, водитель, за которым закреплен автомобиль, обязан будет возместить причиненный ущерб предприятию.
Нормами трудового кодекса предусмотрена полная и ограниченная материальная ответственность водителя за служебный автомобиль. Рассмотрим их подробно.
Полная ответственность
Полная материальная ответственность водителя за автомобиль, это возможность работодателя, в случаях его повреждения, уничтожения, и других противоправных действий третьих лиц, наступивших при халатном отношении работника к вверенному транспортному средству, требовать полного возмещения всех убытков, без каких-либо ограничений.
Исходя из этого все работодатели, деятельность которых связана с использованием служебных автомобилей стараются по максимуму наложить такую ответственность на водителей.
Но нужно обратить внимание на существующую судебную практику и нормы Трудового кодекса (КЗОТ).
КЗОТ прямо указывает, что полная финансовая ответственность работника перед работодателем может наступать только в случае подписания соответствующего договора (о котором будет рассказано ниже), и в том случае если должность человека подпадает под правовые основания для заключения таких соглашений.
КЗОТ также определяет категории работников (их должности), с которыми работодатель или уполномоченный собственником орган, имеет право заключать такие договора, например лица обслуживающие ТМЦ (товарно-материальные ценности), то есть кассиры, кладовщики, работники, которым вверяются ТМЦ под ответственное хранение (охранники, заведующие складами).
Водители в этот перечень не подпадают.
Поэтому, исходя из действующего законодательства, полная материальная ответственность водителя за автомобиль на него не может быть оформлена.
Важно запомнить, что материальная ответственность водителя грузового автомобиля на перевозимый им груз на него не распространяется. Такого мнения придерживается Верховный суд, мотивируя это тем, что в функциональные обязанности водителя входит только безопасное управление транспортным средством, и его надлежащая эксплуатация.
Ограниченная ответственность
Теперь перейдем к рассмотрению вопроса, что такое ограниченная ответственность водителя за автомобиль организации, предприятия, учреждения.
Как было указано выше, должности, работа на которых предусматривает полную ответственность, прямо предусмотрена нормами КЗОТа.
Но тот же Кодекс законов о труде говорит, что на работников (водителей), что не подпадают под вышеуказанные категории, может распространяться ограниченная ответственность водителя за автомобиль организации.
Тонкость ее состоит в том, что в случае какого-либо повреждения машины, завладение ее третьими лицами, водитель будет отвечать возмещением материального вреда в сумме, не превышающей среднемесячной заработной платы.
Если ущерб больше, тогда работодатель имеет полное право обратиться в суд с исковым заявлением, и на основании его решения обязать работника полностью возместить причиненный им вред.
Важно запомнить, что трудовым соглашением и дополнительным договором может быть наложена ограниченная ответственность водителя за состояние автомобиля организации, и перевозимого им груза.
Порядок оформления
Для того, чтобы обезопасить предприятие, организацию от существенных убытков, все работодатели делают своих водителей ответственными за сохранность своих транспортных средств.
Рассмотрим, как оформить материальную ответственность водителя за автомобиль.
Это происходит по следующему алгоритму.
- С водителем заключается трудовой договор, то есть он принимается на работу. В этом соглашении должны быть прописаны его функциональные обязанности, график работы и другие условия.
- Выносится приказ об ответственности водителя за автомобиль организации. В нем четко прописывается номер транспортного средства, такие технические характеристики, как марка, тип машины (легковой, грузовой, автобус), а также обязанности работника по сохранности машины.
- Далее составляется договор о материальной ответственности, который подписывается и работником и представителем работодателя.
- Последний документ, это акт приема передачи автомобиля под материальную ответственность. Он двухсторонний, подписывается водителем и работодателем. Перед его подписанием, работник должен убедиться, что машина находится в исправном состоянии, и готова к эксплуатации.
Соглашение о материальной ответственности водителя грузового автомобиля, и иного транспортного средства должно содержать в себе следующие основные пункты:
- обязанности работодателя по соблюдению технических регламентов обязательной периодической и постоянной проверки техсостояния транспортного средства перед его выездом;
- обязанности работника соблюдать ПДД, бережно относится к транспортному средству, осуществление контроля за исправностью машины;
- порядок возмещения материального ущерба в случаях повреждения машины (тут и прописывается полная или ограниченная ответственность).
Важно запомнить, что если на водителя возлагаются обязанности по доставке и экспедиции грузов, тогда с ним работодатель должен подписать дополнительное временное трудовое соглашение, с договором о полной или частичной финансовой ответственности.
Порядок привлечения
Разобравшись в том, несет ли водитель материальную ответственность за автомобиль, можно переходить к вопросу о том, как его можно обязать возместить ущерб.
Для того чтобы водитель мог быть привлечен к возмещению материального ущерба за поврежденную машину, работодателю необходимо доказать следующие юридические факты:
- наличие официальных трудовых правоотношений (договор о принятии на работу, соглашение о материальной ответственности, подписанные работником и работодателем);
- вина водителя, то есть он должен совершить умышленные действия, которые привели к повреждению транспортного средства (например, нарушение ПДД, неправильная эксплуатация машины, хранение ее в неустановленном для этого месте), она устанавливается самим работодателем, или уполномоченными органами, например постановлением ГИБДД, решением суда;
- подтвержденная сумма конкретного материального ущерба, то есть наличие товарно-транспортного экспертного заключения (о повреждениях и стоимости восстановительных работ), балансовая стоимость машины (в случаях ее угона, или иного незаконного завладения третьими лицами).
Привлечение к возмещению убытков в случае утраты, или повреждении перевозимого груза происходит только в случае доказывания вины (умышленных действий) водителя при его транспортировке.
Важно запомнить, что судебная практика говорит о том, что с виновника (водителя), работодатель не может взыскивать неустойки (за простой транспортного средства, потерю или повреждения груза), а также упущенную выгоду.
Кто разрешает споры
Если водитель полностью признает свою вину, работодатель может смело удерживать из его заработной платы необходимую сумму компенсации.
В случаях, когда работник не согласен с этим, он имеет право обратиться в комиссию по трудовым спорам. В большинстве случаев, решение ее сотрудников будет основываться на том, что в случае вины водителя, с него нужно взыскивать только ущерб в размере одной средней заработной платы.
Если финансовая ответственность превышает размер средней зарплаты, при этом вина водителя доказана, тогда работодатель может подавать на него в суд. Юридическая практика, в данном случае идет по пути полного возмещения стоимости поврежденного имущества, без различных неустоек, утраченной выгоды, и морального ущерба.
Материальную ответственность за служебный автомобиль несет водитель, который за ним закреплен и управляет им. Для привлечения к ней, должна быть доказана его вина, и с ним должно быть подписано не только трудовое соглашение, но и договор о полной или частичной финансовой ответственности.