Обработка и расчет возвратов

Обработка и расчет возвратов

Как оформить возврат товара: учет у покупателя и поставщика?

Автор: Бурсулая Т. Д., ведущий аудитор

Если поставщик отправил в организацию бракованные или неполные товары, покупатель может их вернуть. Возможны и другие причины возврата, это зависит от условий договора поставки.

Российское гражданское право предусматривает несколько причин для возврата товара. Это случаи расхождений в:

тара и упаковка.

Таким образом, действующие правила разрешают возврат товаров поставщику в таких случаях:

Покупатель не получил полной информации о свойствах товара;

Поставщик не отгрузил товар в необходимом количестве. В этом случае заказчик может отклонить всю партию;

Товар не укомплектован;

Поставщик регулярно не соблюдает сроки поставки;

Качество не соответствует условиям контракта;

Продукция отгружалась без упаковки и тары.

В этой статье мы разберем, какие первичные документы нужно использовать для оформления возврата товара поставщику.

Первичные учетные документы на возврат товара поставщику

Независимо от причины возврата товара поставщику (например, возврат бракованного товара или возврат непроданного товара поставщику), закон о бухгалтерском учете обязывает покупателя в этом случае основные бухгалтерские документы для возврата товар поставщику (п. 1 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Как оформить покупателю возврат товара поставщику

Возврат товара поставщику происходит вместе с накладной на возврат (например, на бланке N ТОРГ-12 с отметкой: «Возврат товара») или актом возврата товара поставщику.

Документы на возврат товара от покупателя поставщику передаются вместе с возвращаемым товаром.

Кроме того, покупатель направляет поставщику письмо (жалобу) с просьбой принять возвращаемый товар и указанием причины возврата.

Если товар возвращается поставщику агентом, в этом случае может использоваться его номер формы М-2 (п. 2.1.4 Методических рекомендаций, утвержденных письмом Торгового комитета от 10.07.1996 N 1-794 / 32-5).

В этом случае покупателю не нужно выставлять счет на возврат товара.

Претензионное письмо с требованием поставщику принять возвращенные покупателем товары

Если при получении доставленных товаров или после их получения обнаружено несоответствие требованиям качества товара, покупатель вправе по своему усмотрению отказаться от исполнения договора, вернуть товар и запросить вернуть уплаченные за них деньги или потребовать замены товара на товар надлежащего качества (п. 2 ст. 475 ГК РФ).

Заказчик представляет свои требования в форме рекламации, которая отправляется поставщику (например, для возврата товара).

Нормы действующего законодательства РФ не предусматривают конкретной формы требования о возврате товара поставщику.

Претензионное письмо может быть в любой форме.

Письмо должно содержать:

полное наименование и реквизиты покупателя и поставщика;

номер и дату договора купли-продажи (поставки);

Количество и дата документов, сопровождающих поставленный товар;

название товара, его количество и стоимость;

обнаружено несоответствие (ошибка);

ссылки на нормативные акты;

претензия (запрос на замену, возврат, уменьшение и т. д.).

Заявление должно быть подписано руководителем организации с указанием его должности и имени, а также должно быть подтверждено печатью компании (если есть).

Жалобное письмо должно быть отправлено уполномоченному представителю поставщика за его подписью или отправлено заказным письмом со списком приложений.

НДС при возврате товара поставщику

НДС при возврате товара поставщику взимается по следующим правилам:

Продавец оформляет корректирующий счет-фактуру и регистрирует его в книге покупок.

Покупатель регистрирует корректирующий счет продавца в книге продаж (если ему удалось вычесть НДС, в противном случае он вычитает невозвращенную часть).

Следует отметить, что не имеет значения, по какой причине производится возврат.

Таким образом, возвращаются как бракованные, так и качественные товары, если они не соответствуют условиям договора.

Документальное оформление возврата товара поставщику и право собственности на поставляемые товарно-материальные ценности от продавца к покупателю

Документирование возврата товаров поставщику зависит в первую очередь от того, перешло ли право собственности на поставленные запасы от продавца к покупателю.

Все ситуации восстановления можно свести к трем случаям:

Дефекты или несоответствия обнаруживаются сразу после получения. В этом случае заказчик просто не принимает бракованный товар от поставщика.

Причины возврата видны сразу, но закупочная организация все равно должна принять дефектный товар, чтобы позже вернуть его поставщику.

Запланированные поставки, например, в соответствии с условиями контракта, поставщик может регулярно получать от закупочной организации товары, не проданные закупочной организацией до истечения срока годности.

Давайте подробно рассмотрим эти случаи и объясним, какие формальности необходимо соблюдать для возврата товара поставщику в каждой из этих ситуаций.

Возврат некачественного товара поставщику при обнаружении брака непосредственно при приемке товара

В этом случае закупочная организация может просто отказать в приеме поврежденного товара.

В этом случае достаточно исправить накладную ТОРГ-12 – без документального оформления возврата дефектного товара поставщику.

То есть, если поставщик готов забрать просроченную продукцию, то необходимые позиции – позиции с дефектом – удаляются из накладной ТОРГ-12, выдаваемой поставщиком закупочной организации.

Следует помнить, что исправления в квитанционном документе необходимо вносить в присутствии поставщика или его представителя, экспедитора или водителя с квалификацией материально ответственного лица.

Это лицо должно подписать перечеркнутый товар и забрать бракованный товар.

Кроме того, поставщик должен не только забрать забракованный товар, но и исправить счет закупочной организации и представить его закупочной организации в течение 5 рабочих дней, поскольку фактически было закуплено меньше товаров.

В этом случае поставщик указывает в накладной в корректирующих строках те товары, которые необходимо принять от покупателя.

Стоит отметить, что на практике часто используется другой вариант, а именно дополнительная доставка качественного товара в другой срок, но без формальностей.

Это означает, что покупатель берет на себя всю поставку, подписывая накладную без каких-либо исправлений. Чуть позже поставщик доставляет недостающий качественный товар.

Это частый случай, когда у покупателя сложились доверительные отношения с поставщиком.

Возврат бракованного товара поставщику после приемки

Бывают ситуации, когда закупочная организация не может сразу вернуть бракованный товар поставщику, даже если дефект был обнаружен в момент получения.

Например, доставка осуществлялась из другого региона, и поставщик продавца ничего не забирает обратно.

В этом случае, несмотря на дефект, закупочная организация должна будет принять товар в качестве подтверждения доставки THORG-12, составить количественный и качественный отчет о несоответствии и разместить товар на своем складе.

Только после этого закупочная организация может написать претензию и ждать, пока поставщик ее рассмотрит.

Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей

Чтобы начать процедуру документально оформленного возврата бракованного товара, закупочная организация вместе с представителем поставщика или транспортной компании должна заполнить акт выявленных количественных и качественных несоответствий при получении описи в виде ТОРГ-2. Данное действие подтверждает отсутствие ликвидности товара и является основанием для написания претензии к поставщику.

Обратите внимание, что вместо отчета в виде ТОРГ-2 вы можете оформить бесплатный акт, в котором указываете реквизиты документов, на основании которых поступил товар (договор поставки и накладная ТОРГ-12).

Кроме того, после рассмотрения и удовлетворения претензий поставщика по возвращаемой продукции организация-покупатель оформит накладную по форме ТОРГ-12.

Этот счет-фактура уже будет счетом-фактурой возврата для закупочной организации и счетом-фактурой поступления для поставщика, поскольку поставщик уже будет закупать у закупочной организации товары, которые возвращает закупочная организация. Это покупка, потому что право собственности на товар заранее перешло к закупочной организации. Это называется «обратная продажа».

Возврат ТОРГ-12 также производится в двух экземплярах, в рубрике «Основа» укажите: «Возврат некачественного товара». Все подробности предоставляются на основании договора и накладной, в которой указывается исходный дефект.

Возврат нереализованного товара поставщику. Обратная реализация

Если у покупателя нет возражений против товара, но закупочная организация договорилась с поставщиком о возврате непроданного товара по истечении определенного периода времени, то так же, как и в предыдущем случае, осуществляется обратная продажа.

Возможность возврата нереализованного товара поставщику обычно оговаривается в договоре поставки. Например, обратная продажа может быть осуществлена, если продукты не были проданы к определенной дате.

По сути, проходя этот процесс, вы продаете товар их предыдущему владельцу.

Так что сделайте ему накладную ТОРГ-12 и счет-фактуру, где вы указываете в графе «Продавец» название его компании.

Действие ТОРГ-2 в этом случае не завершается, так как вы возвращаете поставщику качественный товар.

Итак, в этом случае с точки зрения документации обратная продажа ничем не отличается от прямой продажи.

Возврат товара поставщику в 2021 году: НДС

    Возврат в 2020-2021 гг. Когда возврат будет обратной продажей Фразы: Разница в учете

      Регулярный возврат Выкупить

    Финальный счет

Возврат товара в 2020-2021 годах

Таким образом, с 2019 года НДС при возврате поставщику прописывается по следующим правилам:

    Продавец оформляет корректирующий счет-фактуру и регистрирует его в книге покупок. Покупатель больше не выставляет счет-фактуру, но регистрирует кредит-ноту продавца в книге продаж (если ему удалось вычесть НДС, в противном случае он вычитает невозмещаемую часть).

Причина возврата не имеет значения. Таким образом, вы возвращаете бракованный товар и качественный товар, если они не соответствуют условиям договора. Если декларация оформляется вместе со счетом-фактурой от покупателя (как это было до 2019 года), продавец не сможет вычесть НДС. Такая же процедура применяется, когда покупатель не платит НДС в связи с определенным налоговым режимом (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход).

Эксперты КонсультантПлюс рассказали о удержаниях НДС с продавца при возврате товара. Ознакомьтесь с материалом, получив бесплатный пробный доступ к системе K +.

Такие объяснения дает Минфин (подробности писем можно найти по ссылкам выше). Но вместе с тем вводится следующее дополнение: в случае возврата товаров по договору купли-продажи, когда стороны меняются местами, счета выставляются как на продажу (см., Например, письма Минфина от мая 15, 2019 № 03-07-09 / 34582, № 03-07-09 / 34591).

Дополнительные сведения об обработке счетов-фактур на возврат см. В этой статье.

Когда возврат будет обратной реализацией

Как правило, при возврате товара никто не заключает отдельный договор купли-продажи, в котором покупатель становится продавцом, а продавец – покупателем. Поэтому непросто представить себе ситуацию, о которой сразу говорит Минфин.

Но даже если такого соглашения нет, может произойти обратная реализация. Внимательно посмотрите на исходный контракт. Выкуп товара продавцом не является условием? Например, если покупатель не смог их продать в течение определенного периода времени. Это обратная продажа, когда покупатель должен выставить счет.

Здесь важен следующий момент. Чтобы не требовать зачета, полезно указать в контракте, что возврат представляет собой обратную продажу, когда покупатель является продавцом, а продавец – покупателем. Тогда у аудиторов не будет причин запрашивать счет-фактуру (это будет не кредит-нота, а обычный счет). Если в контракте нет таких положений, у вас могут быть оговорки относительно метода подготовки транзакции:

    Вы выставили корректирующий счет, и в налоговой инспекции говорится: «У вас есть выкуп, у вас должен быть счет от покупателя» – и вычитаете из налога. Или, наоборот, вы делаете обратную доставку, и инспекторы говорят: «У вас нет обратной доставки, там написано, что нужно вернуть» – и вы также теряете вычет и должны обращаться в суд.

Так что проведите аудит ваших контрактов и при необходимости измените их.

Кстати, обратный выкуп возможен не только по непроданным качественным товарам, но и по бракованным (письма Минфина от 15.05.2019 № 03-07-09 / 34582, № 03-07- 09/34591).

Возврат товаров: разница в бухучете

Различия между возвратом и обратной покупкой также важны с точки зрения бухгалтерского учета операции.

Обычный возврат

При возврате принятого к расчету предмета Покупатель делает следующие записи:

    76 дт (а не 62!) 41 кт – по стоимости возврата; Дт 76 Кт 68 – на сумму НДС из корректирующего счета.

Продавец должен отменить счет-фактуру:

    квитанции: Dt 62 Kt 90; Себестоимость: Dt 90 Kt 41; НДС: Dt 90 Kt 68.

Обратный выкуп

Покупатель фиксирует продажу товара:

    Dt 62 Kt 90 – на сумму выкупа с НДС; Дт 90 Кт 41 – на стоимость возвращенного товара; Dt 90 Kt 68 – на сумму НДС.

Эти товары продавец должен правильно учитывать в своем аккаунте:

    Dt 41 Kt 60 – на расходы по возврату (выкупу); Dt 19 Kt 60 – на сумму НДС; Dt 68 Kt 19 – НДС не облагается.

Итоги

С 2019 года порядок обработки возвратов поставщику изменился и теперь он стандартизирован: поставщик оформляет корректирующую накладную, а покупатель только оформляет накладную с пометкой «возврат товара». Покупатель не выставляет счет на возврат. На основании корректирующего счета-фактуры продавец удерживает НДС в период возврата товара, а покупатель восстанавливает НДС.

Пример счета-фактуры корректировки НДС при возврате товара поставщику доступен здесь.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)113-16-78

СПб, Ленинградская обл. +7(812)603-76-74

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Ссылка на основную публикацию