Что такое и кем осуществляется федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности
В Российской Федерации многие сферы деятельности находятся на особом контроле и требуют особого правового регулирования, для чего создаются различные государственные структуры, к которым в том числе относятся органы, осуществляющие федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности. При этом данные органы обладают широким спектром полномочий, которые они могут применять в отношениях с российскими субъектами хозяйствования, поэтому знать о них будет полезно каждому предпринимателю и сотруднику, отвечающему на предприятии за безопасность.
Кем осуществляется федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности
Прежде чем рассматривать конкретные принципы работы государственных органов и порядок, по которому они могут вмешиваться в ведение дел субъектами хозяйствования, необходимо рассмотреть нормативно-правовую базу, регламентирующую данный вопрос. Ключевыми юридически значимыми документами в данном случае можно назвать:
- Федеральный закон №116 от 21.07.1998. В его положениях раскрываются общие принципы обеспечения безопасности на промышленных объектах, которые предполагают наличие в их деятельности факторов повышенной опасности для трудящихся, окружающей среды и третьих лиц.
- Постановление Правительства №401 от 30.07.2004. Данный нормативно-правовой документ устанавливает принципы деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, как основному органу, который и обеспечивает государственное регулирование и управление в рассматриваемой сфере правоотношений.
В целом же, согласно требованиям вышеозначенного федерального закона, орган, осуществляющий на федеральном уровне надзор за промышленной безопасностью устанавливается Правительством РФ и относится к исполнительной власти. Соответствующее Постановление Правительства регламентирует принципы создания такового органа, которым на 2021 год является Ростехнадзор.
Что подразумевает федеральный государственный надзор за областью промышленной безопасности
Чтобы понять, какие именно функции выполняет Ростехнадзор, необходимо знать, зачем именно был создан таковой орган. Производство — одна из важнейших составляющих экономики, однако многие производства, особенно крупные, сами по себе являются объектами повышенной опасности. Поэтому необходимо регламентировать их деятельность таким образом, чтобы соблюдение норм законодательства в итоге помогало нивелировать риски причинения вреда здоровью и жизни как самих трудящихся на промышленном объекте, так и сторонних лиц — как посетителей объекта или контрагентов, так и общества в целом, ведь ряд технологических и промышленных объектов несут значительные риски причинения вреда экологии или создания чрезвычайных ситуаций, несущих прямую угрозу населению.
Соответственно, на Ростехнадзор, как основной орган исполнительной власти, реализующий надзорные функции в рассматриваемом вопросе, были возложены следующие задачи:
- Проведение проверок условий труда и соблюдения установленных нормативов обеспечения безопасности на объектах промышленности. Представители Ростехнадзора обладают правом проведения плановых проверок — регулярного надзора и контроля на субъектах хозяйствования. Кроме этого, предусматриваются также и внеплановые проверки — они осуществляются по факту подачи жалобы или какого-либо нарушения требований безопасности.
- Разработку нормативной базы. Именно Ростехнадзор устанавливает основные принципы обеспечения промышленной безопасности, для чего этот орган наделён правом разработки и утверждения различной нормативной документации. В большинстве случаев такая документация представляет собой Приказы Ростехнадзора.
- Проведениеаттестации сотрудников предприятий. Именно Ростехнадзором проводится аттестация сотрудников организаций, которые находятся под контролем данной структуры и отвечают за непосредственную промышленную безопасность в рамках субъекта хозяйствования. При отсутствии таковых людей ведение деятельности во многих сферах может быть и вовсе недопустимым.
Публикацию разъяснительной документации. Письма Ростехнадзора позволяют разрешить различные спорные и нетривиальные моменты, касающиеся принципов трактовки установленных нормативов. И проведение подобной разъяснительной работы также является одной из основных задач данного органа.
За кем осуществляется государственный надзор в сфере промбезопасности
Сфера промбезопасности не относится ко всем без исключения субъектам хозяйствования. Так, для многих субъектов предпринимательской деятельности нет никакой необходимости знакомиться с нормативными принципами регулирования этого вопроса, проводить аттестацию сотрудников и ожидать плановых и внеплановых проверок. Поэтому в первую очередь следует понимать, что Ростехнадзор — это специфическая структура, чья сфера ответственности касается лишь промышленных предприятий в сфере строительства, отдельных видов производств и энергетики.
В целом же, непосредственный надзор осуществляется по следующим направлениям:
- Электробезопасность.
- Гидротехническая безопасность.
- Безопасность объектов атомной промышленности.
- Экологическая безопасность.
- Общие и специальные вопросы промышленной безопасности.
Соответственно, беспокоиться о возможных контактах с данной структурой следует лишь в том случае, если предприятие занимается какой-либо вышеозначенной деятельностью.
Статья 11.1. Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 11.1, вступающей в силу с 1 августа 2011 г.
Статья 11.1. Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности
1. Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее – органы государственного контроля (надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 3 – 6 настоящей статьи.
3. Основанием для проведения плановой проверки является истечение одного года со дня:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ в пункт 1 части 3 статьи 11.1 настоящего Федерального закона внесены изменения
1) государственной регистрации субъекта транспортной инфраструктуры, перевозчика, застройщика объектов транспортной инфраструктуры;
2) окончания проведения последней плановой проверки.
4. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ в пункт 1 части 4 статьи 11.1 настоящего Федерального закона внесены изменения
1) истечение срока исполнения субъектом транспортной инфраструктуры, перевозчиком, застройщиком объектов транспортной инфраструктуры выданного органом государственного контроля (надзора) предписания об устранении выявленного нарушения требований по обеспечению транспортной безопасности;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ в пункт 2 части 4 статьи 11.1 настоящего Федерального закона внесены изменения
2) поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса или нарушений субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками, застройщиками объектов транспортной инфраструктуры требований по обеспечению транспортной безопасности;
3) совершение акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса, повлекшего за собой причинение вреда жизни, здоровью людей, вреда безопасности государства, государственному или муниципальному имуществу, имуществу физических и юридических лиц;
4) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ в часть 5 статьи 11.1 настоящего Федерального закона внесены изменения
5. Внеплановая выездная проверка деятельности субъекта транспортной инфраструктуры, перевозчика, застройщика объектов транспортной инфраструктуры может быть проведена органом государственного контроля (надзора) по основанию, указанному в пункте 2 части 4 настоящей статьи, после согласования с органом прокуратуры, а по основанию, указанному в пункте 3 части 4 настоящей статьи, незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, без согласования с органом прокуратуры.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ в часть 6 статьи 11.1 настоящего Федерального закона внесены изменения
6. Предварительное уведомление субъекта транспортной инфраструктуры, перевозчика, застройщика объектов транспортной инфраструктуры о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в пункте 2 или 3 части 4 настоящей статьи, не допускается.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ статья 11.1 настоящего Федерального закона дополнена частью 7
7. При проведении проверок субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, застройщиков объектов транспортной инфраструктуры, в том числе плановых и внеплановых выездных проверок, допускается использование тест-предметов (предметов, имитирующих оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть) и тест-объектов (лиц, имитирующих нарушителей требований по обеспечению транспортной безопасности).
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ статья 11.1 настоящего Федерального закона дополнена частью 8
8. Проверки субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, застройщиков объектов транспортной инфраструктуры с использованием указанных в части 7 настоящей статьи тест-предметов и тест-объектов проводятся органами государственного контроля (надзора) во взаимодействии с уполномоченными представителями органов федеральной службы безопасности и (или) органов внутренних дел Российской Федерации или уполномоченных подразделений указанных органов в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2013 г. N 880 г. Москва “Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности”
Изменения и поправки
В соответствии со статьей 11 1 Федерального закона “О транспортной безопасности” Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности.
2. Министерству транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации в течение 6 месяцев со дня принятия настоящего постановления утвердить:
перечень отнесенных к первой категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, на которых осуществляется дистанционное наблюдение за исполнением требований в области транспортной безопасности с применением аудио- и видеосистем, предусмотренный пунктом 8 Положения, утвержденного настоящим постановлением;
порядок взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации при проведении плановых и внеплановых выездных проверок с применением специальных технических средств.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев
Прим. ред.: текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации, 08.10.2013.
Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности
1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений субъектами транспортной инфраструктуры обязательных требований, установленных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области транспортной безопасности (далее соответственно – федеральный государственный контроль (надзор), требования в области транспортной безопасности).
2. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы.
Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется государственными транспортными инспекторами – должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов (далее – государственный транспортный инспектор).
3. Предметом осуществления федерального государственного контроля (надзора) является исполнение субъектами транспортной инфраструктуры в процессе осуществления их деятельности требований в области транспортной безопасности.
4. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора), организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля” с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных частями 3 – 6 статьи 11.1 Федерального закона “О транспортной безопасности”.
5. Федеральный государственный контроль (надзор) осуществляется посредством:
а) организации и проведения проверок субъектов транспортной инфраструктуры, в том числе плановых и внеплановых выездных проверок с использованием специальных технических средств;
б) принятия Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
в) систематического наблюдения за исполнением субъектами транспортной инфраструктуры требований в области транспортной безопасности, анализа и прогнозирования исполнения требований в области транспортной безопасности.
6. К проведению плановых и внеплановых выездных проверок с использованием специальных технических средств привлекаются уполномоченные представители органов внутренних дел и органов федеральной службы безопасности или их уполномоченных подразделений в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
7. При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) проводятся следующие мероприятия:
а) рассмотрение и анализ документов и материалов, характеризующих деятельность субъектов транспортной инфраструктуры, обусловленную выполнением требований в области транспортной безопасности;
б) обследование объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств, перевозимых грузов на предмет соответствия требованиям в области транспортной безопасности;
в) проведение экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственных связей выявленного нарушения требований в области транспортной безопасности с фактами совершения акта незаконного вмешательства;
г) систематическое наблюдение за исполнением требований в области транспортной безопасности, в том числе путем дистанционного наблюдения за обеспечением транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах с применением аудио- и видеосистем.
8. Дистанционное наблюдение за обеспечением транспортной безопасности, предусмотренное подпунктом “г” пункта 7 настоящего Положения, осуществляется на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, отнесенных в порядке, предусмотренном статьей 6 Федерального закона “О транспортной безопасности”, к первой категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и включенных в перечень, утвержденный Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством экономического развития Российской Федерации.
9. Сроки и последовательность административных процедур и административных действий при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) устанавливаются административным регламентом, разрабатываемым и утверждаемым в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 “О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг”.
10. Государственный транспортный инспектор при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства транспорта Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, а также настоящим Положением.
11. При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) государственный транспортный инспектор вправе:
а) производить осмотр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, перевозимых грузов на предмет выполнения требований в области транспортной безопасности, для чего имеет право беспрепятственно посещать служебные, производственные помещения, иные помещения и сооружения объектов транспортной инфраструктуры и транспортные средства субъектов транспортной инфраструктуры;
б) запрашивать у субъектов транспортной инфраструктуры необходимые для выполнения задач федерального государственного контроля (надзора) документы и информацию;
в) осуществлять проверку соблюдения правил проведения досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади и личных вещей;
г) участвовать в установленном законодательством Российской Федерации порядке в проведении расследования происшествий (инцидентов), связанных с нарушением требований в области обеспечения транспортной безопасности;
д) применять в соответствии с законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений требований в области транспортной безопасности субъектами транспортной инфраструктуры, и меры, направленные на ликвидацию последствий указанных нарушений;
е) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях;
ж) осуществлять иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
12. При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) государственный транспортный инспектор несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
13. Решения и действия (бездействие) государственного транспортного инспектора при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
14. Информация о результатах проверок размещается на официальных сайтах органов государственного надзора в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный государственный надзор – что это, кем осуществляется
Государственный контроль (надзор)
Государственные контрольные (надзорные органы), виды и формы
государственного контроля
(надзора), порядок проведения контрольных мероприятий
Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда осуществляется федеральной инспекцией труда – единой федеральной централизованной системой государственных органов.
Государственный надзор за эффективным использованием энергетических ресурсов организует и проводит уполномоченный на то Президентом Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Указом Президента РФ от 11 сентября 1997 года N 1010 функции государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов в РФ возложены на Министерство топлива и энергетики Российской Федерации.
Обязательным энергетическим обследованиям подлежат организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет более шести тысяч тонн условного топлива или более одной тысячи тонн моторного топлива. Энергетические обследования организаций, если годовое потребление ими энергетических ресурсов составляет менее шести тысяч тонн условного топлива, проводятся по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за координацию работ по эффективному использованию энергетических ресурсов (Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области).
Государственный надзор за деятельностью в области связи и информатизации возлагается на Министерство Российской Федерации по связи и информатизации. Управления по надзору за связью и информатизацией в субъектах Российской Федерации являются государственными учреждениями и находятся в ведении Министерства Российской Федерации по связи и информатизации. Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами) проводится Госстандартом России.
Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998 г. N 779 установлено, что Федеральный горный и промышленный надзор России является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности. На него возлагается соответствующее нормативное регулирование, а также специальные разрешительные, контрольные и надзорные функций в области промышленной безопасности. Федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный в области промышленной безопасности, имеет подведомственные ему территориальные органы.
Государственный надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании в мирных и оборонных целях атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе осуществляет Госатомнадзор России.
Основным содержанием государственного ветеринарного надзора является профилактика заразных и массовых незаразных болезней животных и обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарном отношении путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации. Органами государственного ветеринарного надзора являются органы управления, учреждения и организации Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
Государственный геологический контроль осуществляют Министерство природных ресурсов Российской Федерации и органы государственного горного надзора во взаимодействии с природоохранными и иными контрольными органами.
Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах возлагается на инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а в некоторых случаях – на органы государственных внебюджетных фондов.
Контроль и надзор в области безопасности дорожного движения, контроль и надзор за техническим состоянием автотранспортных средств осуществляет Государственная Автомобильная Инспекция.
Государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен по отдельным группам товаров, качеством и безопасностью товаров народного потребления возложен на Государственную инспекцию по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекцию), являющейся подразделением Министерства экономического развития Российской Федерации.
Надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе использования независимо от их принадлежности по нормативам, обеспечивающим безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану окружающей среды; надзор в агропромышленном комплексе за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а также правил, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией; надзор в агропромышленном комплексе за соблюдением установленного порядка организации и проведения сертификации работ и услуг в области технической эксплуатации поднадзорных машин и оборудования; надзор в период ответственности изготовителя и (или) поставщика за соответствием поднадзорных машин и оборудования условиям обязательной сертификации и наличием соответствующего сертификата; регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачу на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации); проведение периодических государственных технических осмотров и регистрацию залога регистрируемых ими машин и некоторые другие функции осуществляют органы гостехнадзора.
Контроль за исполнением требований законов и иных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Минфина России, связанных с проведением страховой деятельности; контроль за обоснованностью установленных страховщиками размеров страховых тарифов, обеспечением платежеспособности и иных требований их финансовой устойчивости; контроль за соблюдением установленных правил формирования и размещения страховых резервов; изучение и обобщение практики страховщиков, страховых посредников и представление в Министерство финансов Российской Федерации предложений по совершенствованию страхового надзора, законодательства о страховании; рассмотрение и анализ представляемой страховщиками бухгалтерской и статистической отчетности; рассмотрение заявлений, жалоб физических лиц и обращений юридических лиц по вопросам, связанным с осуществлением страхования – эти функции осуществляет инспекция страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.
Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основными направлениями валютного контроля являются:
а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;
в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;
г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов Российской Федерации путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как исключительной формы таможенного контроля); учета товаров и транспортных средств; устного опроса физических лиц и должностных лиц; проверки системы учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации.